Чистый ручеёк нашей речи Занятие по речевому этикету Агафоновой Е.В., учителя начальных классов АМОУ «СОШ №1», р. п. Крестцы, Новгородской области
Cлайд 2
«Приятная речь для слуха – своего рода музыка». Аристотель
Cлайд 3
Эпиграф - фраза (цитата), которая поясняет основной замысел, идею произведения, в нашем случае – занятия по этической грамматике.
Cлайд 4
Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя были совсем незнакомы. Здравствуйте! Что особенного мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? Владимир Солоухин
Cлайд 5
Этикет (фр.) – установленный порядок поведения где-либо.
Cлайд 6
Сергей Есенин
Cлайд 7
Черёмуха Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом у проталинки, В траве между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черёмуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдаёт. И вкрадчиво под кручею Ей песенки поёт.
Cлайд 8
Ручей волной гремучею Все ветки обдаёт. И вкрадчиво под кручею Ей песенки поёт. Аллитерация- повтор согласного или группы согласных, усиливающих звуковую выразительность художественной речи.
Cлайд 9
«Чистый ручеёк нашей речи» Ручеёк , речка , речь
Cлайд 10
Речевая гимнастика Речевое дыхание Звукопроизношение Выразительность речи
Cлайд 11
Демосфен (оратор)
Cлайд 12
Скороговорка «Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить и тогда так заговоришь, словно реченька, зажурчишь».
Cлайд 13
Скоро каникулы Спрашиваете, удивляясь (?) Восхищаетесь, радуетесь (!) Огорчаетесь. Грустите, потому что долго не увидитесь с ребятами, учителем. Спрашиваете и просите одновременно. Спрашиваете, чтобы уточнить, скоро каникулы или просто выходные дни?
Cлайд 14
Реплика 1 «И она ещё спрашивает? И она ещё осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» – кричала и даже взвизгивала Мачеха, размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями. (Ш. Перро)
Cлайд 15
Реплика 2 «Имей ввиду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь! – сказал он таким весёлым голосом, что у меня словно камень упал с души. (В. Драгунский)
Cлайд 16
Реплика 3 «Хорошо иметь брата…» – шумно вздохнул солдат, которого никто никогда не навещал. (Е. Кононенко).
Cлайд 17
Что «загрязняет» нашу речь «Лишние» слова (слова-сорняки) Плохие, скверные, нецензурные слова Скверна – нечистота, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок.
Cлайд 18
Употребляй в речи Редко Часто Никогда Вот Так сказать Теперь Значит Ну Впринципе Это самое Кажется Извините Прошу Благодарю Пожалуйста Разрешите Здравствуйте Будьте добры Спасибо Плохие (скверные)слова, обидные выражения, прозвища, нехорошие высказывания по поводу национальности, цвета кожи, умственных способностей и др.
Cлайд 19
Тест Вы звоните по телефону и хотите поговорить с подругой (другом). Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы. а) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу. б) Здравствуйте, позовите Машу. в) Здравствуйте, извините, Маша дома?
Cлайд 20
2. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант просьбы? а) Можно войти? б) Я войду? в) Извините, можно войти?
Cлайд 21
3. Вы едете в автобусе и хотите пройти к выходу. Ваш вариант обращения к окружающим? а) Пропустите меня, я выхожу. б) Разрешите пройти в) Извините, можно пройти?
Cлайд 22
4. Вам вручают подарок. Приходили к мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки непростые – В них застёжки золотые. Вы его принимаете и отвечаете:
Cлайд 23
а) Что за чудные сапожки! Где вы их достали, блошки? Буду их всю жизнь носить И весь век благодарить. б) У меня уж есть сапожки. И получше этих, блошки. Их отдам своей сестре, Что живёт на той горе в) Вам спасибо, мои блошки, За прекрасные сапожки, Ох, какое будет горе, Если мне они не впору
Cлайд 24
Ответы 1 2 3 4 в в в а
Cлайд 25
Слово Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у них иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. (И.А. Бунин)
Cлайд 26
Ресурсы http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/97/779/97779638_0_5ad39_5f041454_XL.jpg http://img261.imageshack.us/img261/466/demosthenespracticingor.jpg http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=68482932-42-72&n=21 Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники. – Волгоград: учитель, 2008 Антонова Л.Г. «Развитие речи. Уроки риторики». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.