Русские народные инструменты Учитель музыки Литвинова Н.М. МБОУ СОШ №1 г.Приморско-Ахтарск
Cлайд 2
Цель: познакомить учащихся с русскими народными инструментами и историей их создания Задачи: учить различать голоса народных инструментов развивать умение слушать и понимать народную музыку воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа
Cлайд 3
Настрою гусли на старинный лад… В. М. Васнецов «Гусляры» «То не белая берёза к земле клонится. Кланяется Добрынюшка родной матушке, просит великого благословения…» Из былины «Добрыня»
Cлайд 4
Гусли Название происходит от древнерусского слова «густы» - гудеть
Cлайд 5
Домра Старинный струнный щипковый инструмент
Cлайд 6
Скоморохи Они - на базарах, на княжьих пирах, На игрищах тон задавали, Играя на гуслях, волынках, гудках, На ярмарках люд потешали. А. Орлов
Cлайд 7
Балалайка Название происходит от слова «балакать», «пустозвонить»
Cлайд 8
Плачет и поёт дудочка моя… М. В. Нестеров «Лель. Весна» На свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель.
Cлайд 9
Свирель Изготавливается из крушины, орешника, клёна или черёмухи
Cлайд 10
Рожок Пастух выйдет на лужок, заиграет во рожок, Хорошо пастух играет, Выговаривает. Из песни «Не будите меня, молоду!»
Свистульки Роспись носила знаки солнца — круги, кресты, ромбы
Cлайд 13
Эх, тройка! Бубенчики звенят… Б. М. Кустодиев «Масленица»
Cлайд 14
Бубенцы Бубенчик является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик
Cлайд 15
Бубен Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов
Cлайд 16
Ложки Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки.
Cлайд 17
Трещотка Состоит из ряда дощечек, нанизанных на ремешок
Cлайд 18
Оркестр Эх, оркестр народный! Раздольно-хороводный! То он плачет, то хохочет – С нами делает, что хочет! Л. Яковлев
Cлайд 19
Группы народных инструментов Струнные Духовые Ударные гусли домра балалайка свирель рожок жалейка бубен трещотка бубенцы ложки
Cлайд 20
Кроссворд «Инструменты народного оркестра» Б У Б Е Н Б А Л А Л А Й К А Т Р Е Щ О Т К А Р О Ж О К Д О М Р А Б А Я Н Б У Б Е Н Ц Ы Ж А Л Е Й К А 1 2 3 4 5 6 7 8
Cлайд 21
Вывод Чтобы воспитать любовь к Родине, необходимо знать и понимать народные традиции. Раскрывая истоки создания народных инструментов, развивая эмоционально- целостное отношение к жизни через произведения музыкального фольклора, учимся понимать, уважать и не разрушать культурное наследие наших предков.
Cлайд 22
Источники информации http://folkinst.narod.ru/ (05.10.10) http://www.radost-moscow.ru/?page=narodny (05.10.10) http://perunica.ru/audio/418-detskaya-audioyenciklopediya-narodnye-instrumenty.html (05.10.10) http://www.gusli.su/orkestr_narodnyx_instrumentov_rossii/ (06.10.10) http://www.schoolpetrov.ru/subpage2.html (06.10.10) http://bgmuz.brest.by/instrumentoved/index.html?sds8_2.htm (08.10.10)