Сонет — стихотворение из 14 строк, обладающее канонической системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Обязательно-14 строк. Катрен: a a b или b завязка темы a b b a Катрен: a a b или b a b b a Терцет: c c d Терцет: c или e развязка d d c e «сонетный замок»(самое важное суждение) Размер- 5(6)-стопный ямб. Каждая строфа- завершённая картина.
Cлайд 3
Основные принципы построения сонета: утверждение(тезис); опровержение(анти-тезис); объяснение, указание противоречия(синтез); – вывод(развязка). А.С.Пушкин Мадонна. Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель- Она с величием, он с разумом в очах- Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
Cлайд 4
Запрет на переносы и на повторение слов в одном и том же значении (не считая союзов и предлогов). К сведению: Стихотворный перенос- несовпадение синтаксического и ритмического членения стихового отрезка с вытекающим отсюда разрывом синтаксического ряда и перенесением части его в следующий ритмический отрезок; например: «В ней вкус был образованный — она Читала сочиненья Эмина...» (Пушкин) или «Никто мне не скажет: Куда ты Поехал, куда загадал?» (Фет). Перенос особенным образом выделяет слова, несущие основную смысловую нагрузку, содействует созданию взволнованной речи
Cлайд 5
А.С.Пушкин. Сонет(1830)-каждая строфа-этап в истории сонета. Суровый Дант не презирал сонета; В нем жар любви Петрарка изливал; Игру его любил творец Макбета; Им скорбну мысль Камоэнс облекал. A B A B Сонет возник в Италии в 13 веке. Данте Алигьери(1265-1321)-сонеты Беатриче. Рацвета достиг в творчестве Ф.Петрарки (1304–1374), популярность которого способствовала распространению сонета в Европе(сонеты Лауре) Уильям Шекспир(1564-1616)- 154 сонета. Луиш ди Камоэнс(1524(5)-1580)-португальский поэт эпохи Возрождения.
Cлайд 6
И в наши дни пленяет он поэта: Вордсворт его орудием избрал, Когда вдали от суетного света Природы он рисует идеал. A B A B Вордсворт Уильям (1770-1850)- английский поэт-романтик.
Cлайд 7
Под сенью гор Тавриды отдаленной Певец Литвы в размер его стесненный Свои мечты мгновенно заключал. C C D Адам Мицкевич(1798-1859)- польский поэт-романтик.
Cлайд 8
У нас еще его не знали девы, Как для него уж Дельвиг забывал Гекзаметра священные напевы. E D E Дельвиг Антон(1798- 1831)- поэт, друг Пушкина. гекзаметр- античный стихотворный размер.
Cлайд 9
К.Бальмонт. Хвала сонету. Люблю тебя, законченность сонета, С надменною твоею красотой, Как правильную четкость силуэта Красавицы изысканно-простой, Чей стан воздушный, с грудью молодой, Хранит сиянье матового света, В волне волос недвижно-золотой, Чьей пышностью она полуодета. Да, истинный сонет таков, как ты, Пластическая радость красоты,- Но иногда он мстит своим напевом. И не однажды в сердце поражал Сонет несущий смерть, горящий гневом, Холодный, острый, меткий, как кинжал. Стихотворение называется «Хвала сонету».Какой образ помогает поэту воздать хвалу? На какие качества сонета указывает автор? Каков размер? (5-стопный ямб)
Cлайд 10
Гумилёв Николай Степанович. Сонет. Как конквиста дор в панцире железном, Я вышел в путь и весело иду, То отдыхая в радостном саду, То наклоняясь к пропастям и безднам. Порою в небе смутном и беззвездном Растет туман… но я смеюсь и жду, И верю, как всегда, в мою звезду, Я, конквистадор в панцире железном. И если в этом мире не дано Нам расковать последнее звено, Пусть смерть приходит, я зову любую! Я с нею буду биться до конца И, может быть, рукою мертвеца Я лилию добуду голубую. (исп. conquistador — завоеватель) (голубая лилия-символ мечты) Стихотворение сюжетно связано со Средневековьем. Как образ голубой лилии соотносится с содержанием? В преобладающих в Средневековье чёрном и красном синий цвет считался презираемым(здесь- протест) Какие завершённые картины даны? 1- картина пути, сада жизни с радостями и опасностями. 2- картина неба и звезды(расширение масштабов до вселенной) 3- картина конца, смерти. 4- «сонетный замок»(картина борьбы, вызова судьбе, мечты) В сонете есть отступление от нормы. Какое? Для чего? Повтор(параллелизм)- усиление мысли автора: вызов, бой.
Cлайд 11
И.Северянин. Бунин. В его стихах - веселая капель, Откосы гор, блестящие слюдою, И спетая березой молодою Песнь солнышку. И вешних вод купель. Прозрачен стих, как северный апрель. То он бежит проточною водою, То теплится студеною звездою, В нем есть какой-то бодрый, трезвый хмель. Уют усадеб в пору листопада. Благая одиночества отрада. Ружье. Собака. Серая Ока. Душа и воздух скованы в кристалле. Камин. Вино. Перо ив мягкой стали. По отчужденной женщине тоска. Автор пытается представить образ Бунина через его творчество. Каким основным приёмом он пользуется? Обыгрывание основных тем и образов Бунина(усадьба ,листопад, женщина ,камин, собака, вино…) Какими средствами выразительности пользуется автор? Метафора, сравнение, эпитет, оксюморон, олицетворение, синтаксический параллелизм, однородные члены предложения, звукопись… Как автор передаёт чёткость и лаконизм стиля Бунина? Метафора(Душа и воздух скованы в кристалле.)
Cлайд 12
У.Шекспир Сонет 130. (перевод С.Маршака) Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь. С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток. Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле. И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали. Сонеты Шекспира- одно из вершинных достижений лирики. В книге З.Т.Гражданской «От Шекспира до Шоу» написано, что « сохранилось 154 сонета Шекспира. Первые 126 посвящены другу поэта последние 28 – возлюбленной, смуглой черноволосой даме. Проверочная работа: Проследите, в чём поэт точно следует требованиям к сонету, а в чём от них отступает?
Cлайд 13
Ключ. Отступления от нормы: 1. Сонеты Шекспира отличаются формой построения от сонетов итальянских поэтов (3 строфы в форме катрена с перекрёстной рифмовкой и последние 2 строки связаны парной рифмовкой). Соблюдены: 1. 14 строк. 2.перекрёстная рифмовка катренов. 3. основные принципы построения сонета: утверждение(Героиня не совершенна.) опровержение(Она не богиня, а земная женщина.) объяснение(Героиня всё-таки прекрасна для поэта.) 4. «сонетный замок» 5.стихотворный размер- 5-стопный ямб.