Богородская резьба “Посмотрите, как стройна Богородская резьба, Деревянные фигуры Мастер выполнил с натуры!” “Это вам не безделушки! Настоящие игрушки! А какое выражение И прекрасное движение!”
Cлайд 5
Богородская резьба. Недалеко от Сергиева Посада раскинулось село Богородское. С давних времен повелась здесь резьба игрушки. В умелых руках резчиков осиновые, липовые или березовые чурки превращаются в чудесные фигурки. Для большей выразительности образа мастер избегает излишней деталировки, стремится к простоте и обобщенности. Богородские изделия интересны не только резьбой, но и оригинальной конструкцией. Одни из них укреплены на движущихся планках («Кузнецы», «Солдаты на разводе»), другие стоят на тумбочке со спиральной пружиной внутри («Лыжники», «Как яблоньку сажают»). Мастерам удалось создать классический по выразительности образ русской игрушки. И не случайно Огюст Роден - выдающийся скульптор Франции при встрече с русскими художниками в 1910 году, взяв игрушку «Кузнецы», сказал: «Народ, который создал эту игрушку,- великий народ». Богородские изделия бывают некрашеные, сохраняющие природный цвет дерева, и реже - расписные.
Cлайд 6
ВЕРБИЛКИ один из крупнейших фарфоровых центров русской культуры. Расположен в 40 км северо-западнее Сергиева Посада. Местные жители до настоящего времени сохранили неповторимый облик фарфоровых изделий, передавая мастерство из поколения в поколение.
Cлайд 7
Абрамцево-Кудринская резьба “Возникла эта резьба не случайно, В ней скрыта лесов наших тайна, В ней каждый изгиб воплощение вкуса, И без нее в доме пусто и скучно”. “Для дома! Для каждого! Ну-ка взгляни! Узор от природы С собою возьми!”
Cлайд 8
Основой мотив орнамента -- растительный в виде мягко изгибающихся цветов, трав, листьев, ветвей. Называется такая резьба абрамцево-кудринской. Свое название она получила от усадьбы Абрамцево в деревне Кудрино, где возникла .в конце XIX века. Одним из создателей этой резьбы был мастер В. П. Ворноcков. Для изготовления изделий мастера используют древесину липы, реже - березы. После токарной или столярной обработки на поверхность изделия наносится контур будущего рисунка, и несложным инструментом - стамесками, резцами и напильниками - мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка. Для кудринской резьбы характерен плоский рельеф, почти целиком закрывающий фон, везде одинаковой высоты. После резьбы поверхность изделия зачищают шкуркой, покрывают темными протравами, что дает мягкую гамму оттенков - от бледно-желтых до темно-коричневых. Затем поверхность покрывают бесцветным прозрачным лаком или полируют до блеска. Яркий блеск выпуклых частей рисунка и темные углубления подчеркивают резной рельеф, игра света и тени и блеск полированных поверхностей придает изделиям неповторимую прелесть.
Cлайд 9
Хотьковские изделия Резьба по кости - один из самых старинных видов русского народного искусства. Уже в X веке художественная обработка кости в Древней Руси была на таком высоком уровне, что в Западной Европе ее называли «резьбой руссов». Хотьковские изделия стали выпускать с 1947 г., когда в Хотьково Московской области была организована фабрика «Народное искусство». Первыми мастерами были местные резчики-миниатюристы по дереву. Мастера в короткий срок освоили производство Известными мастерами - исполнителями хотьковских изделий являются Н.Н.Соломакин, С.И. Васинская, В.А.Логинов и др. Современное косторезное искусство донесло до нас лучшее, что было выработано многими поколениями народных мастеров: отточенную технику ажурной, рельефной и объемной резьбы, опыт создания бытовой вещи.
Cлайд 10
На жостовском подносе В зеркальной глади лака Ржаная медь колосьев, Степной румянец мака. Багрянец поздних листьев. Лесной подснежник первый… А жостовские кисти Нежнее легкой вербы. П.Синявский.
Cлайд 11
жостово “Подходите! Посмотрите! Краем глаза вы взгляните! На металле яркий цвет, Сочный, праздничный букет!” “Эй, не зевай! Прямо перед носом – Дивные подносы. Красок разноцветье – О весне, о лете!”
Cлайд 12
гжель “Молоко и лед! Кто возьмет?! Ягоды, цветы дивной красоты! Предлагаем каждому Посуду очень важную!” “Подходи, народ, не зевай! Торопись, народ, занимай Очередь за чашками, супницами, Вазами с цветами искусными!”
Cлайд 13
Павловопосадские шали “Это вам не просто шали! Это Подмосковья дали! Каждый в красоте такой Будет чуточку другой!” “Как? Вы до сих пор не знали Про прекраснейшие шали? Подходите, примеряйте, И на праздник надевайте!”
Cлайд 14
Федоскинская миниатюра “Подходите! Поглядите! Краски яркие купите! Настроение цвета возьмите, Красоту рисунка оцените!” “Радует богатством и весельем, Свежим и веселым настроением!”
Cлайд 15
хохлома Хохломская роспись – Алых ягод россыпь, Отголоски лета В зелени травы, Рощи – перелески, Шелковые всплески. Солнечно – медовый Золотой листвы. У красы точеной Сарафан парчовый, По волнам узоров Яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный Праздничный наряд… Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню Просится сама. И нигде на свете Нет таких соцветий. Всех чудес чудесней Наша хохлома. П.Синявский.
Cлайд 16
Д. Данилово
Cлайд 17
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету света дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. Она глядит не прянично, Ликующе и празднично. В ней молодость-изюминка, В ней удаль и размах Сияйте охра с суриком. По всей земле в домах. От дымковской игрушки Идет тепло и свет.
Cлайд 18
Дымковская игрушка Ходит гордо, Смотрит важно, В оперении нарядном: Синий, жёлтый, Красный круг- Распустил свой хвост индюк.
Cлайд 19
В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые .В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.