ЛЕНТУЛОВ, АРИСТАРХ ВАСИЛЬЕВИЧ (1882–1943), русский художник. Родился в селе Воронье (Пензенская губерния) 14 (26) марта 1882 в семье священника. Учился в Пензенском художественном училище имени Н.Д.Селиверстова (1898–1900 и 1905), Киевском художественном училище (1900–1904) и студии Д.Н.Кардовского в Петербурге (1906–1910).
Cлайд 3
Он жил и работал в эпоху небывалых революционных сдвигов, огромных исторических событий и перемен в судьбах своей Родины и всего человечества. Художественное содержание ранних произведений очень празднично и оптимистично. Лентулов пишет щедрую природу юга, море, горы, пляжи, купальщиц, фигуры людей, овеянных морским воздухом и освещенных слепящим солнечным светом. Купальщицы. На Суре.
Cлайд 4
Ранние полотна близки принципам картины-панно в духе кружка «Голубой розы». На пляже 1909г. Зонтики. 1910.
Cлайд 5
Возникновение подобной живописи не только у Лентулова, но и у ряда близких ему художников того времени, сформировало в 1910 году творческое объединение: «Бубновый валет». Это связано с целым рядом социально-эстетических факторов. Здесь и стремление молодых художников к новой художественной выразительности, поиски средств, помогающих раскрыть специфическим языком живописи новые явления в социальной жизни страны, и начавшуюся тогда урбанизацию жизни, и расширившиеся в те годы связи с художественной культурой других стран, особенно с Францией; обращение художников к забытым традициям русского народного искусства — к иконе, лубку, декоративным росписям, игрушкам. Наконец, самое главное — то ощущение приближающихся исторических революционных сдвигов, которое жило в душах передовых художников и которое порождало творческий подъем, жажду открытий и оптимистическое искусство.
Cлайд 6
Лентулов Аристарх Васильевич - один из организаторов объединения «Бубновый валет». Профессор московского художественного института. Испытывая в 1910-е гг. воздействие кубизма, футуризма и орфизма, Лентулов, вместе с тем стремился придать своим образам отчётливый национальный характер, обращаясь к мотивам древнерусского зодчества, осмысляя традиции иконописи и лубка. На Петровке .
Cлайд 7
В январе 1912 года Лентулов выехал в Италию. Одним из самых сильных впечатлений в Милане стала для него «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, в Венеции Лентулов был покорен мощью Тициана и Веронезе: «Их картины написаны как бы только что, как будто вас не разделяют четыре века. Но как же стыдно и больно становится за нашу затхлую серятину, называемую живописью». В конце весны 1912 года Лентулов возвращается в Россию. Автопортрет.
Cлайд 8
Лентулов полон новых творческих замыслов. От знакомства с великими итальянцами он вынес стремление к большому стилю, желание от пробы сил перейти к созданию монументальных полотен. Первой такой работой стало панно «Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года». В 1912 году отмечался столетний юбилей победы над Наполеоном, и Лентулов счел его достойным для воплощения в монументальном масштабе, используя приемы кубофутуризма. Калейдоскопический рисунок образует декоративное панно, созданное воображением автора.
Cлайд 9
Переломным в творчестве Лентулова стал 1912 год. Именно в этом году в его живописи ясно проявилось влияние кубизма. Оно преодолевалось исключительным жизнелюбием художника, его ярким декоративным и колористическим даром. Прекрасная природа, люди и предметы приобретают в живописи Лентулова характер бесконечно разнообразной мозаики или калейдоскопа. Небосвод. Декоративная Москва. 1915 г. Астры
Cлайд 10
Василий Блаженный Лентулов увлекался проблемой соотношения звука и цвета, что нашло особенно яркое отражение в его архитектурных пейзажах, главной героиней которых всегда является древнерусская архитектура. Художник создает не портрет храма Василия Блаженного, а его образ, выражая ритмические и цветовые особенности архитектуры. Для усиления выразительных средств живописи он использует аппликацию.
Cлайд 11
Невиданные фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передаёт калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Новый Иерусалим Москва
Cлайд 12
Всё предстаёт перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Художника привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».
Cлайд 13
С начала 20-х гг. в его творчестве происходит поворот к непосредственно-реалистическому восприятию мира . Река Пахра. Архангельское. Старинные ворота.
Cлайд 14
В станковой живописи наиболее органичным полем красочного самовыражения стали для него крымские пейзажи 1920-х годов, зачастую близкие экспрессионизму. Алупка.
Cлайд 15
В 20-30-е гг. создаёт индустриальные пейзажи, портреты, натюрморты. Пронизанные ощущением полноты бытия, они ближе к натуре, жизненным прообразам. Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами . 1920г. Сергиев Посад.
Cлайд 16
Пейзаж с монастырской . У Черниговской. 1919-1920
Cлайд 17
Автопортрет Портрет Н.А. Соловьева Женщина с гитарой
Cлайд 18
Портрет М.П.Лентуловой С Розами Портрет жены и дочери художника
Cлайд 19
Выступал также как театральный художник. Эскиз декорации к трагедии В. Маяковского
Cлайд 20
Горы. Эскиз Докорации. Вторая Половина 1920-х
Cлайд 21
Ещё с предреволюционных времен Лентулов активно сотрудничает с театром, оформляет спектакли в Камерном театре («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1916), Большом театре («Прометей» Скрябина, 1919) и др. В 1925 году принимает участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, на которой получает диплом за декорации к спектаклю «Демон».
Cлайд 22
В 1927 году Лентулов задумал написать большой групповой портрет членов созданной им Организации московских художников (ОМХ). Был выполнен хорошо проработанный эскиз, где изображены сидящие за праздничным столом лентуловской квартиры корифеи советского искусства: И. Грабарь, С. Герасимов, А. Осмеркин, А. Куприн и другие. Сам автор, председатель ОMX, подняв рюмку зеленого стекла провозглашает здравицу. А какой сочный цвет, какая великолепная живопись, раскрепощенность духа! Всё обретенное им в долгом творческом пути нашло здесь свое воплощение. Групповой портрет московских художников.
Cлайд 23
В 1933 году состоялась единственная прижизненная персональная выставка Лентулова на которой, наряду с картинами, написанными в советское время были представлены все его знаменитые произведения середины 1910-х годов, выставлявшиеся на выставках "Бубнового валета". Эскиз города. Композиция №7. 1930-е Бумага, акварель. Мечеть
Cлайд 24
Овощи. Деревья. Конец 30-х - Начало 40-х
Cлайд 25
Морской Причал. 1932 В Окрестностях Москвы. 1940
Cлайд 26
Строители комбината. Пейзаж с железнодорожной будкой. 1940
Cлайд 27
Пейзаж С Лаврой. 1918-1919 Деревянная церковь. 1918.
Cлайд 28
Пейзаж. Туапсе. Красные лодки.
Cлайд 29
«Победный бой»
Cлайд 30
Последний период творчества Лентулова связан с многочисленными поездками по стране, из которых художник привозил материал для картин, посвященных индустриализации, циклом произведений о строительстве московского метро, продолжением работы в театре, как в Москве, так и в эвакуации в Ульяновске. Осенью 1942 года Лентуловы вернулись в Москву. Аристарх Васильевич был уже болен, перенес тяжелую операцию, но, несмотря на временное улучшение, он скончался 18 апреля 1943 года.
Cлайд 31
. Пронеслись годы, десятилетия. Искусство А.В. Лентулова сегодня не только возвратило себе прежнюю славу, какую оно имело при жизни Мастера, но и далеко превзошло ее. "Место, занятое любым мастером в общем художественном процессе, не постоянно, оно меняется даже тогда, когда художник закончил свой жизненный путь. Его могут забыть, потом опять вспомнить и возвеличить. В иных случаях память о художнике постепенно истощается, ослабевает, он остается лишь "рядовым участником" художественной истории. Не так обстоит дело с Лентуловым... Лентулов предстает теперь перед нами как один из самых значительных русских живописцев 1910-1920-х годов.