Мольер Мольер (настоящее имя Жан Батист Поклен 15 января 1622, Париж — 17 февраля 1673, там же) — комедиограф Франции и новой Европы, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра.
Cлайд 2
C 1658 года труппа Мольера дебютировала в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV. С момента водворения Мольера в Париже начинается период его лихорадочной драматургической работы, напряжённость которой не ослабевала до самой его смерти. За эти 15 лет с 1658 по 1673 Мольер создал все свои лучшие пьесы, вызывавшие, за немногими исключениями, ожесточённые нападки со стороны враждебных ему общественных групп. Людовика XIV
Cлайд 3
Комедии воспитания Комедия «Школа мужей» (L'École des maris), которая тесно связана с последовавшей за ней ещё более зрелой комедией «Школой жён» (L'École des femmes) , знаменует поворот Мольера от фарса к социально-психологической комедии воспитания. Здесь Мольер ставит вопросы любви, брака, отношения к женщине и устроения семьи. “Школа жен” на фестивале Шекспира в 2008 г.
Cлайд 4
«Мещанин во дворянстве» (le bourgeois gentilhomme) Одна из самых блестящих комедий-балетов Мольера. Эта комедия - самая злая сатира на буржуазию, подражающую дворянству. Он не щадит здесь красок для осмеяния богатого буржуа Журдена, который лезет изо всех сил в дворянство, обучается хорошим манерам, отворачивается от своей плебейской жены и якшается с прогоревшими дворянчиками, обирающими его. "le bourgeois gentilhomme" Opera royal de Versailles.
Cлайд 5
Зрелые комедии. “Тартюф или обманщик” (Tartuffe, ou L’hypocrite) В доверие к хозяину дома Оргону втирается молодой человек по имени Тартюф, разыгрывающий из себя скромного, благородного, набожного, бескорыстного человека. Истинная сущность Тартюфа проявляется лишь тогда, когда Оргон переписывает на него дом и свои капиталы. Лишь чудесное вмешательство Короля, наводящего справедливость (Тартюф наказан,Оргону возвращены дом и имущество), позволяет пьесе остаться комедией. Tartuffe At The Pearl Theater Co
Cлайд 6
“Дон Жуан” (Dom Juan ou le Festin de Pierre) В основу пьесы Мольер положил испанскую легенду о Дон Жуане — неотразимом обольстителе женщин, попирающем законы божеские и человеческие. Образ Дон Жуана Мольер наделил бытовыми чертами французского аристократа XVII века — титулованного развратника, беспринципного, лицемерного, наглого и циничного. Kyiv Young Theatre, 1997 Фильм-опера «Дон Жуан»
Cлайд 7
«Мизантроп» стоит особняком в творчестве Мольера. Он отмечает тот момент в его литературной деятельности, когда затравленный врагами и задыхавшийся в душной атмосфере версальского двора поэт не выдержал, отбросил комическую маску и заговорил стихом. Трагедия Альцеста — трагедия передового протестанта-одиночки, не чувствующего опоры в широких слоях собственного класса, который ещё не созрел для политической борьбы с существующим строем. “The Misanthrope” with Keira Knightley Comedy, London 2009-2010 “Мизантроп” (Le Misanthrope) The Misanthrope at the Stratford Shakespeare Festival August 2011)
Cлайд 8
“Скупой” (L’avare). В знаменитой комедии «Скупой» Мольер мастерски рисует отталкивающий образ скряги Гарпагона, у которого страсть к накопительству приняла патологический характер и заглушила все человеческие чувства. l‘Avare 1980 “The Miser” Shakespeare Theatre Company, Washington
Cлайд 9
«Мнимый больной» Арган, воображающий себя больным, является игрушкой в руках недобросовестных и невежественных врачей. Мольер нападает на шарлатанов-врачей так же, как он нападал на прочих лжеучёных. The Imaginary Invalid Portland Center Stage The Imaginary Invalid Shakespeare Theatre Company, Washington
Cлайд 10
Хотя и написанная смертельно больным Мольером, комедия «Мнимый больной» — одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её 4-м представлении 17 февраля 1673 Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Имя его вошло в историю театра как имя родоначальника французского сценического реализма. Недаром академический театр Франции до сих пор неофициально называет себя «Домом Мольера».