Классицистический театр Задача классицистического театра: "Насытить" разум и получить урок. Актёры и драматурги призваны были служить созданию единого сильного государства, показывать зрителю пример идеального гражданина Франция
Cлайд 3
«…Но вот пришел Малерб и показал французам Простой и стройный стих, во всем угодный музам, Велел гармонии к ногам рассудка пасть И, разместив слова, удвоил тем их власть. Очистив наш язык от грубости и скверны, Он вкус образовал взыскательный и верный, За легкостью стиха внимательно следил И перенос строки сурово запретил. Его признали все; он до сих пор вожатый; Любите стих его, отточенный и сжатый, И ясность чистую всегда изящных строк, И точные слова, и образцовый слог!..» Николя Буало «Поэтическое искусство» Франсуа де Малерб (1555 - 1628) Основоположник поэзии французского классицизма. 1600 г. – ода «На благополучное прибытие во Францию королевы» Марии Медичи
Cлайд 4
«Поэтическое искусство», 1674 г. (Поэма-трактат в четырех песнях, подражание «Метаморфозам» Овидия) Направлено против жеманства высших и грубости низших слоев; Выше всего поставлен разум, ему подчиняются фантазия и чувство; По форме и по содержанию поэзия должна быть общепонятна, но легкость и доступность не должны переходить в пошлость и вульгарность; Стиль должен быть изящен, высок, но, в то же время, прост и свободен от вычурности И. Риго. Портрет Н. Буало Николя Буало (1636 - 1711) Разработал правила классицизма в литературе и в театре
Cлайд 5
Свод правил: Четкое разделение на поэзию высокую и низкую (разделение жанров); Трагедия призвана очищать людские нравы страхом и страданием, а комедия призвана исправлять человеческие нравы посредством осмеяния героев пьес; Единственный достойный жанр – трагедия; Содержание – жизнь великих мира сего; Трагедия должна быть написана пятистолпным александрийским стихом;
Cлайд 6
Но разум нам твердит, что действие должно С искусным мастерством всегда быть ведено. В едином месте, в день один должно свершаться Одно событие, и пьесой наслаждаться Все будут, до конца переполняя зал. Постоянства характеристики героев. Это правило повлекло за собой возникновение театрального амплуа актёра; Правило триединства: единство места, единство времени, единство действия;
Cлайд 7
Знатная публика размещалась на галереях и в ложах; стоячий партер предназначался мужчинам; Сцена, освещенная свечами, закрепленными в стенах, была маленькой. По английской моде с каждой стороны сцены располагались места для высоких гостей; Различного рода машины позволяли имитировать природу (двигающиеся волны, плывущие по небу облака); Особенности классицистического театра: Театральное представление со спецэффектами Пале Кардиналь. Париж
Cлайд 8
Декорации и пышные костюмы не соответствовали изображаемому времени; Спектакль открывал автор, или ведущий актер со словами благодарности своему покровителю; Актёры часто играли в линию на авансцене; Действие прерывалось выходами актеров на поклон; Декорации театра в XVII веке
Cлайд 9
Для передачи на сцене различных чувств выработалась система интонаций и жестов. Бытовые и некрасивые позы были запрещены - облик и пластика трагических героев должны были всегда оставаться величественными и благородными; Актерским мастерством считалось умение произносить текст на одном дыхании (20 строк) Актер Монфлёри (Захария Жакоб)
Cлайд 10
Театр барокко Развивался в послешекспировской Англии (Джон Вебстер), в Испании (Пьедро Кальдерон, Тирсо де Молина). Французский театр практически не соприкоснулся с барокко. Испанец Пьедро Кальдерон в пьесе «Великий театр мира» (1645) выдвинул тезис «жизнь – игра».
Cлайд 11
Театр «Пти-Бурбон» (театральный зал в здании дворца Бурбонов на территории Лувра) Зал Дворца Пти-Бурбон. 1614 г.
Cлайд 12
Театр Пале-Рояль (королевский дворец) «Плутни Скапена» , 1670 г. Сцена театра. 1641 г.
Cлайд 13
1680 г. в Париже по указу Людовика XIV объединились театр Мольера и театр "Бургундский отель" «Комеди Франсез»
Cлайд 14
Пьер Корнель (1606-1684) Лиценциат юриспруденции; Адвокат и прокурор в Руане; В ранних трагедиях подражает Сенеке; Член французской Академии; Получает расположение кардинала Ришелье («общество пятерых авторов»); Драма турги Произведения: «Сид», «Эдип», «Медея», «Гораций», «Психея» Его затмевает новый драматург Ж. Расин; Последние годы жизни Корнель провёл уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах; Благодаря Н. Буало, ему была назначена маленькая пенсия
Cлайд 15
В 1634 для постановок трагедий П. Корнеля под патронажем Ришелье открылся театр «Маре» ( с фр. - театр на Болоте), ставший центром классицизма (рук. актёр Мондори) Классическая трагедия ознаменовала триумф собственно трагических эмоций: драматичность строится на ожидании печального конца; на протяжении всей трагедии чередуются надежда и страх; в трагедии присутствуют драматические и патетические элементы (жалость)
Cлайд 16
Сразу признана шедевром; Создалась поговорка: «прекрасен как Сид»; Корнель получил долгожданное дворянство и пенсию от кардинала Ришелье. Издание 1660 года Трагедия «Сид» (1636 г.) ознаменовала наступление новой театральной эпохи в истории французского театра. Здесь впервые в полную силу прозвучал конфликт между чувством и долгом, ставший в тематике классицистской трагедии обязательным.
Cлайд 17
Актер Мондори: «Сид» очаровал весь Париж. Он так прекрасен, что завоевал любовь самых сдержанных дам, чьи страсти вспыхивали прямо тут, в зрительном зале.. У наших дверей теснились такие толпы, а наш театр оказался так мал, что все уголки зала - даже те, где прежде пристраивались пажи, - теперь считались почетными местами для знатных зрителей, а сцену заполнили кавалеры разных орденов!» «Сид» пользовался оглушительным успехом публики, и стал настоящим триумфом для драматурга и актеров;
Cлайд 18
На Корнеля обрушился град упреков: Он казался недостаточно правоверным: правительство запретило поединки - он их прославил, правительство вело войну с Испанией - он воспел испанцев; Оглушительный успех "Сида« вызвал зависть. Считают, что первым подстрекателем атак против Корнеля был сам кардинал Ришелье. «…Когда появился «Сид», кардинал был так взволнован, как если бы у ворот Парижа появились испанцы» Фонтенель В театре стали устраивать преднамеренные провалы пьес.
Cлайд 19
В пьесе Корнеля два разных долга: Бесчеловечный закон кровной мести, пустой, условный, бесполезный и для людей и для государства; Долг перед троном, страной и народом. Сюжет пьесы построен так, что второй долг оказывается выше, человечнее первого, формального: он одерживает верх. Король отвергает кровавую сословную мораль. Подлинный смысл «Сида»: Любовь побеждает в союзе с высоким государственным долгом; побеждает старые, косные предрассудки; человечность побеждает рутину. Идеологи абсолютизма, догматические его приверженцы отвергли гениальное творение Корнеля.
Cлайд 20
Взгляды Ж. Расина: Человек греховен; Надо думать о душе, преодолевать грехи, связанные со страстями; Герой невольно преступен, но его можно оправдать с точки зрения общечеловеческого: страсти владеют каждым; Противопоставляет душу и мораль, страсть и разум. Это трагический конфликт драматургии «Отравление Британика». Иллюстрация Франсуа Шаво, 1675 г.
Cлайд 21
Ж. Л. Давид. Андромаха у тела Гектора, 1783 Трагедия – конфликт чувства и долга, который приводит к смерти. Страсти губят человека. «Андромаха» - трагедия неразделенной любви, усугубленная сознанием греха. Издание 1668 года Главное внимание уделяется вечной борьбе героя против неизбежной судьбы.
Cлайд 22
Жан Батист Поклен происходил из старинной буржуазной семьи; Его тец был придворным обойщиком и камердинером ЛюдовикаXIII. Людовик XIII Дом Мольера в Отёй. Гравюра XVIII в. Воспитывался в Клермонском колледже; Изучал право в Орлеане; Заменял отца при дворе в качестве «королевского камердинера»; Отказывается от звания «королевского обойщика», посвящая себя театру.
Cлайд 23
В 1643г., приняв псевдоним Мольер, совместно с семьей Бежар организовал «Блистательный театр»; Не имея успеха в Париже, отправляется в провинцию; Мольер и Арманда Спустя 13 лет, обогащённый наблюдениями и опытом, возвращается в Париж; Его труппа дебютировала в Людовик XIV в Лувре в присутствии Людовика XIV; Фарс «Влюбленный доктор» решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон; Брат короля разрешил труппе называться его именем;
Cлайд 24
Жером. «Людовик XIV и Мольер» Труппа "Брата короля" стала играть в театре Пти-Бурбон три раза в неделю - по понедельникам, средам и субботам; Актёры Мольера имели огромный успех, "весь Париж" хотел посмотреть спектакли новой труппы; «Смешные жеманницы» прошли с неизменным успехом тридцать восемь раз; Высмеивая пороки общества, труппа Мольера подвергается нападкам недоброжелателей; В 1668 г. мольеровская труппа была лишена своего помещения под тем предлогом, что здание Пти Бурбон решено снести. Актеры остались без декораций, которые были безжалостно уничтожены
Cлайд 25
Людовик не захотел лишиться любимых увеселений и распорядился предоставить труппе Мольера зал Пале-Рояль; Спектакли театра Мольера регулярно шли в Версале; Людовик XIV смотрел все лучшие пьесы мольеровского репертуара.
Cлайд 26
Благосклонное отношение, расположение объяснялись тем, что в Мольере король видел находчивого импровизатора, способного с легкостью и в короткий срок представить театральные пьесы для пышных придворных праздников, ошеломлявших своим великолепием. Версальский парк
Cлайд 27
Представление «Мещанина во дворянстве» в Версале. 1670 г. Представление «Мнимого больного» в Версале Открытый театр в Версале
Cлайд 28
Версальский экспромт В 1663 году Мольер написал «Экспромт в Версале». Это - злая сатира на современных Мольеру актеров и их почитателей-маркизов. Удовлетворяя требованиям короля создавать развлекательные зрелища, Мольер обращается к новому жанру - комедий-балетов; В Париже Мольером было написано 13 пьес, в которые как необходимая, а часто и как главная составная часть входила музыка («Мнимый больной»).
Cлайд 29
П. Корнель и Ж.-Б. Мольер Ж.-Б. Люлли (1632-1687) В 1670 г. состоялся большой «Королевский дивертисмент», для которого Мольер в сотрудничестве с Ж. Б. Люлли и П. Корнелем сочиняет комедию «Блистательные любовники. В этом представлении в последний раз будет танцевать на публике Людовик XIV. «Король, не допускающий в своих затеях ничего заурядного, вздумал устроить при дворе такой дивертисмент, в состав которого входило бы все, что может дать театр…» Ж.Б. Мольер
Cлайд 30
Отношения между Мольером и королем постепенно охладели (из-за предоставления королем композитору Люлли льготного права показа представлений с музыкой). Покровительство короля было единственной опорой Мольера, способной оградить его хотя бы отчасти от преследований и травли со стороны реакционных феодально-клерикальных кругов;
Cлайд 31
17 февраля 1673 г. во время представления комедии «Мнимый больной», в которой Мольер выступал в главной роли, драматургу стало плохо. Начавшиеся судороги он сумел выдать за игру, так что спектакль не был сорван. Через несколько часов Мольер скончался.
Cлайд 32
Парижское духовенство, продолжая пылать ненавистью к покойному, вспомнило старинный церковный указ против актеров; Священники прихода св. Евстахия отказались хоронить Мольера; Архиепископ подчинился лишь Людовику XIV; Мольера хоронили тайно ночью; Несмотря на ночную пору, похороны собрали толпу в 700-800 человек. . Ненависть святош преследовала Мольера и за гробом. Чудовищная эпитафия в стихах ходила по рукам - в ней выражалась радость по поводу смерти безбожника и пожелание ему адского огня. Но человек, вызвавший столь яростную ненависть святош, стяжал себе огромную и неугасимую любовь нации.
Cлайд 33
В конфликтах комедии ощущались основные противоречил реальной действительности; Драматизм переживаний придавал героям жизненную подлинность, реальность, отчего сатирическое обличение приобретало особую силу; Раскрывал пороки дворянско- буржуазного общества, придавая критике особую серьезность и страстность, и тогда в его громком обличительном смехе звучали интонации гражданского негодования. Жан-Батист Мольер основывает жанр «высокой комедии» в котором жизненная достоверность изображения характеров и нравов сочеталась с веселой насмешливостью и широким гуманистическим взглядом на действительность.
Cлайд 34
В основе произведений: Античное наследие (обращается к сюжетам и персонажам Плавта и Теренция); Фарс (бытовой сюжет комического характера, современные герои, интриги, резкие выходки, переодевания); Комедия масок (маска как характеристика героя); Мольеровский смех стал «смехом сквозь слезы» Главная мысль любой пьесы сводилась к тому, что жить среди людей и сохранять благородство души невозможно.
Cлайд 35
Комедии (более 30) высмеивали конкретный, определенный порок (ханжество, подозрительность, лицемерие, тупость, легкомыслие, чванство, дворянскую спесь и жадность буржуа); Мольер утверждал тем самым бессмертие многих нравственных проблем, и сегодня злободневных.
Cлайд 36
Мольер пародировал господствующую в литературе прециозность, высмеивал надутых жеманниц и напыщенных поэтов салона Рамбулье, искусственную речь и манеры. Поэт выставлял на осмеяние притворные чувства людей, принимавших вычурно-поэтический облик и ненавистной ему фальшь в театре. «Смешные жеманницы» В «Жеманницах» Мольер показывал, как сословная спесь заставляет людей отказываться от естественного поведения и превращает их в глупых, безжизненных кукол.
Cлайд 37
«Тартюф, или обманщик» В доверие к хозяину дома Оргону втирается молодой человек, разыгрывающий из себя скромного, благородного, набожного, бескорыстного человека. Истинная сущность Тартюфа проявляется лишь тогда, когда Оргон переписывает на него дом и свои капиталы. Лишь вмешательство Короля, наводящего справедливость позволяет пьесе остаться комедией. М. Боярский в роли Тартюфа
Cлайд 38
«На мой взгляд, комедия изображает благочестие в таких отвратительных красках, что, скажу не колеблясь, если бы пьеса была написана в мое время, я не позволил бы ставить ее на сцене» Наполеон По настоянию королевы-матери пьеса была запрещена. Спустя пять лет, после ее смерти, комедия была разрешена к представлению. Сыграла роль и благополучная концовка пьесы. В течение сезона она прошла 43 раза. Хроникер Робина писал: «Любопытство было так велико, что толпа, как природа, заполняла каждое пустое местечко. Многих чуть не задавили в театре». «По-видимому, ваше величество, мне не надо больше писать комедий, если тартюфы одерживают верх». Мольер
Cлайд 39
«Дон-Жуан» В основу пьесы Мольер положил испанскую легенду о Дон Жуане - неотразимом обольстителе женщин, попирающем законы божеские и человеческие. Николай Гяуров в роли Дон Жуана Образ Дон Жуана Мольер наделил бытовыми чертами французского аристократа XVII века - титулованного развратника, беспринципного, лицемерного, наглого, циничного и жестокого наследника феодальных прав.
Cлайд 40
«Скупой» В комедии «Скупой» Мольер мастерски рисует отталкивающий образ скряги Гарпагона, у которого страсть к накопительству приняла патологический характер и заглушила все человеческие чувства. Сцена из пьесы Мольера «Скупой» Луис де Фюнес в роли Гарпагона Эскиз декорации Л. Бурначини. Ок. 1700
Cлайд 41
«Мнимый больной» Арган, воображающий себя больным, является игрушкой в руках недобросовестных и невежественных врачей. Мольер нападает на шарлатанов-врачей так же, как он нападал на прочих лжеучёных. Василий Бочкарев Олег Ефремов
Cлайд 42
«Мещанин во дворянстве» Это самая злая сатира на буржуазию, подражающую дворянству. Мольер не щадит здесь красок для осмеяния богатого буржуа Журдена, который лезет изо всех сил в дворянство. С ещё большим презрением он изображает находящегося на содержании у Журдена знатного мошенника и паразита Доранта Цель - «отрезвить буржуазию, внушить ей чувство собственного достоинства, мысль, что она должна создать собственную культуру» Фриче В. Этуш
Cлайд 43
Мольер был великим драматургом и гениальным актёром. «Он был актёром с головы до ног. Одним шагом, улыбкой, взглядом, кивком головы он сообщал больше, чем величайший говорун в свете мог бы рассказать за целый час», - писал о нём один из современников.. Мольер в роли Цезаря. «Смерть Помпея» П.Корнеля.
Cлайд 44
Мадлена Бежар в спектакле «Смешные жеманницы» Арманда Бежар Мольер в роли Сганареля. «Дон Жуан» Шарль Варле (Лагранж ) Актёры
Cлайд 45
Эскизы костюмов господина де Пурсоньяка, Юлии, Сбригани «Господин де Пурсоньяк», 1670 год
Cлайд 46
Людовик XIV в роли Играющего на лютне, в роли Аполлона и в роли Воина в Балете ночи (1653 г.)
Cлайд 47
Особенность комедий Мольера – их бодрый, оптимистический тон, пронизывающий все образы, в том числе и сатирические. «Мольер едва ли не самый всенародный и потому прекрасный художник нового искусства» Л. Толстой
Cлайд 48
Приметы театра барокко: Желание удивить, ошеломить зрителей; Всё решает случай в игре страстей; Нагромождение интриг, эффектов, фантастических событий и неожиданный финал; Излюбленный жанр – трагикомедия Театр барокко – это зрелищность В барочном театре царствует случай, а не закон, как на классицистической сцене
Cлайд 49
Специфические черты театра: Очень сложные, запутанные сюжеты; Зрелищность сценических эффектов; Применение световых эффектов; Сложная техника: рычаги и блоки, кулисы, двигавшиеся по специальным рельсам, люки, подвесные цепи для полёта волшебных существ; Частая смена ярких «кричащих» по цвету декораций. Сцену создатели барочных действ понимали как зримый образ прекрасного мира, полного чудесных превращений и потрясавшего душу зрителей фантастическими событиями и чарующей красотой; Динамичная и виртуозная игра актёров; Действующие лица ярки и красивы, но это дьявольская, нечеловеческая красота
Cлайд 50
Нравственные оценки барочных произведений размыты: чёрное иногда может быть представлено как белое и наоборот; На сцене стали торжествовать злые силы, главной становится идея vanitas (лат) -т. е. суетности и непостоянства мира; Человека подстерегают несчастья и неожиданности. Значит нужно жить наслаждаясь, не подавляя страсти, а отдаваясь им. Люди способны на изощрённые преступления и испытывают особое удовольствие, нарушая нравственные законы. Театр эпохи Возрождения внушал зрителям, что человек вопреки всему - прекрасен. В барочном театре человек ужасен, но велик.
Cлайд 51
Сторонники барочного театра создали свой стиль сценического действа. Представления проходили на открытом воздухе: актёры выступали в парках, садах и даже на воде, на плотах. В дворцовом плавучем театре не далеко от Мадрида в 1639 г. была представлена пьеса Кальдерона "Фаэтон - сын солнца". Площадку, сооружённую посреди дворцового пруда, освещали тысячи свечей. Король и придворные плавали вокруг сцены на лодках, а в перерыве между действиями ужинали.
Cлайд 52
Дон Педро Кальдерон де ла Барка (1600 - 1681) Ко времени смерти своего великого предшественника и учителя, Лопе де Вега, считался первым драматургом Испании; Получил признание при дворе; Филипп IV посвятил Кальдерона в рыцари ордена Св. Иакова (Сантьяго) и заказывал ему пьесы для придворного театра; Оставил военную службу, а в 1651 году Кальдерон был рукоположен в священники, закончив драматургическую карьеру
Cлайд 53
Титульный лист сборника комедий Кальдерона (Мадрид, 1640) Перу Кальдерона принадлежит около: 120 комедий и драм, 80 литургических пьес, 20 интермедий; немалое число стихотворений и поэм Кальдерон превращает пьесу в пышное барочное действо В этих произведениях главенствует традиционная для испанского барокко проблематика: любовь, религия и честь.
Cлайд 54
"Жизнь есть сон" - неверие в счастье - и на земле, и на небесах. В центре произведения - конфликт между судьбой и роком, человеком и природой, властью и личностью. Жизнь призрачна - то ли сон, то ли явь; Человек утратил цельность натуры: он бывает добрым и злым одновременно; Он игрушка в руках жестокой судьбы, а никак не проводник воли Всевышнего;
Cлайд 55
Тирсо де Молина (1579 - 1648) Испанский драматург, доктор богословия, монах и историограф; Автор более 400 стихотворных пьес, из которых до нас дошло только 84 комедии и 5 «ауто». Для его пьес характерно: Ощущение зыбкости, ненадёжности бытия, восприятие жизни как иллюзии, разочарование в гуманистических идеалах, обращение к религии, понимаемой как единственный безусловный нравственный авторитет. Произведения: «Благочестивая Марта», "Севильский озорник, или Каменный гость», «Дон Хиль Зеленые штаны»
Cлайд 56
Ради достижения желаемого герои обманывают, интригуют, переодеваются, часто изображают лицо другого пола. Персонажи Тирсо изобретательны, расчётливы и одновременно азартны и холодны. "Севильский озорник, или Каменный гость" (первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане) Персонажи одержимы стремлением к удовлетворению страсти, рождённой внезапно, без причин.
Cлайд 57
Дон Дьего и Дон Гомес решили бракосочетать своих детей Химену и Родриго, которые влюблены друг в друга. Однако дон Гомес, завидуя тому, что король выбрал дона Дьего в качестве наставника принца, дает ему пощечину и тем самым наносит оскорбление дону Дьего. Дон Дьего, ослабший с годами, слишком стар для того, чтобы отомстить сам. Поэтому он поручает своему сыну, Родриго, отомстить за него. Родриго, разрываясь между своей любовью и своим долгом, заканчивает, послушав зов крови, убийством отца Химены на дуэли. Химена пытается отречься от любви к Родриго и призывает короля к справедливости, прося голову Родриго. Однако атака королевства маврами дает Родриго шанс доказать свою доблесть и заслужить прощение короля. Как никогда влюбленная в Родриго, ставшего национальным героем, Химена стоит на своем и добивается от короля проведения дуэли между доном Санчо, влюбленного в Химену, и Родриго. Она обещает выйти замуж за победителя. Родриго победоносно получает руку Химены от короля, свадьба будет сыграна только через год.
Cлайд 58
http://prezentacija.biz/ Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех