Опера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии главным образом посредством вокальной музыки
Cлайд 3
Слово «ореrа» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое: поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы
Cлайд 4
Литературная основа оперы —либретто Либре тто (из итальянского libretto «книжечка», уменьш. от libro «книга») — литературная основа большого вокального (и не только) сочинения, светского или духовного характера, например оперы, балета, оперетты, мюзикла и т.д. Либретто пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных
Cлайд 5
Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца.
Cлайд 6
В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica илиdrama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVI века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма»
Cлайд 7
Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции. Первооткрывателями жанра «опера» были: в Германии —Генрих Шютц («Дафна», 1627) во Франции — Камбер («La pastorale», 1647) в Англии —Перселл в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия в России Арайя первым написал оперу «Кефал и Прокрида» на самостоятельный русский текст (1755), Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756)
Cлайд 8
Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция Назывался кружок любителей искусства «камерата» (от итальянского camerata — компания, кружок). Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе
Cлайд 9
В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: Большая опера (фр. tragédie lyrique, позднее фр. grand-opéra) — возникла в Париже после Великой французской революции из элементов серьёзной и комической опер и cменившая лирическую трагедию в качестве главенствующего направления в музыкальном театре XIX века (1789 – 1894 г.г.) Комическая опера—очень лёгкая комедийная опера, не затрагивающая серьёзных и непростых тем, всегда со счастливым концом Характеризуется разговорными диалогами, речитативами, динамичными ансамблями, близостью к колоритному народному тематизму, детальными характеристиками персонажей
Cлайд 10
Оперетта — появилась от комической оперы, получив особенное распространение во второй половине XIX века. Оперы для детского исполнения — оперы Бенджамина Бриттена: «Маленький трубочист», «Ноев ковчег»; оперы Льва Конова: «Король Матиуш Первый», «Гадкий утёнок» Полукомическая опера (итал. opera semiseria) — жанр, совмещающий в себе стили оперы-сериа (серьезная) и оперы-буффа (комическая) Романтическая опера — музыкально-драматическое произведение, написанное на романтический сюжет Опера-балет — музыкально-театральный жанр, сложившийся во Франции на рубеже XVII-XVIII веков и характерный для придворного театра
Cлайд 11
Оперными театрами называют здания музыкальных театров, специально предназначенные для показа оперных постановок. В отличие от театров под открытым небом, здание оперного театра оснащено большой сценой с дорогостоящим техническим оборудованием, включая оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо оформленных в виде лож. Данная архитектурная модель оперного театра является основной. Крупнейшими по количеству мест для зрителей зданиями оперных театров мира являются Метрополитен Опера в Нью-Йорке (3 800 мест) Опера в Сан-Франциско (3 146 мест) и Ла-Скала в Италии (2 800 мест)
Cлайд 12
Театр Ла Скала в Милане Венская государственная опера
Cлайд 13
Опера Гарнье в Париже Одесский оперный театр
Cлайд 14
Метрополитен Опера в Нью-Йорке Большой театр в Москве
Cлайд 15
Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет). Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог. Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама
Cлайд 16
В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными Жанры оперы: эпический лирический драматический комический
Cлайд 17
ЭТО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО Самые исполняемые композиторы за 5 последних лет № п/п Композитор Страна Количество спектаклей Всего опер поставлено 1 Джузеппе Верди Италия 2259 29 2 Вольфганг Амадей Моцарт Австрия 2124 26 3 Джакомо Пуччини Италия 1732 13 4 Рихард Вагнер Германия 920 14 5 Джоаккино Россини Италия 772 40 7 Рихард Штраус Германия 512 15 8 Жорж Бизе Франция 485 7 9 Георг Фридрих Гендель Великобритания 463 56 10 Жак Оффенбах Франция 365 34 11 Иоганн Штраус Австрия 322 10 12 Пётр Ильич Чайковский Россия 322 7 16 Винченцо Беллини Италия 213 8
Cлайд 18
Готовимся к зачету Подготовить выступление (3-5 минут) о композиторах: М. И. Глинка П. И. Чайковский Шарль Гуно (Charles Gounod) Джоаккино Россини (Gioacchino Rossini) Рихард Вагнер (Richard Wagner) М.П. Мусоргский Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini) Винчеццо Беллини (Vincenzo Bellini) Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi)