ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА Если подойти к печатной графике с точки зрения технических приемов, то она состоит из четырех основных технических элементов: 1. Доска, вообще поверхность, на которую наносится рисунок. 2. Инструменты. 3. Печатная краска. 4. Печатание. Соответственно материалу печатной доски и способам ее разработки различают три основных вида печатной графики. I. Выпуклая гравюра. С поверхности доски удаляются при помощи вырезывания или выдалбливания все места, которые на бумаге должны выйти белыми, и, наоборот, остаются нетронутыми линии и плоскости, соответствующие рисунку -- на доске они образуют выпуклый рельеф. В эту группу входит гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме, а также известна, как исключение, выпуклая гравюра на металле). II. Углубленная гравюра. Изображение наносится на поверхность в форме углубленных желобков, царапин или борозд. В эти углубления попадает краска, которая под сильным давлением печатного станка переносится на бумагу. Давление печатного станка оставляет по краям доски углубления на бумаге (Plattenrand), которые отделяют рисунок от полей. К этой группе относятся все виды гравирования на металле -- гравюра резцом, офорт и т. п. III. Плоская гравюра на камне. Здесь рисунок и фон оказываются на одном уровне. Поверхность камня обрабатывается химическим составом таким образом, что жирная краска при накате воспринимается только определенными местами, передающими изображение, а на остальную часть поверхности краска не ложится, оставляя фон бумаги нетронутым,-- такова техника литографии. Кроме камня в плоской печати используются и алюминиевые дощечки -- так называемая альграфия.
Cлайд 2
Ксилография
Cлайд 3
ксилография Самые древние гравюры — гравюры на дереве (ксилографии) — появились в VI–VII веках в Китае и затем в Японии. А первые европейские гравюры начали печатать лишь в конце XIV века в Южной Германии. Они были абсолютно простыми по рисунку, без изысков, иногда раскрашивались от руки красками. Это были листки с картинками на сюжеты из Библии и церковной истории. Около 1430 г. были сделаны первые «блочные» (ксилографические) книги, при издании которых изображение и текст вырезались на одной доске, а около 1461 г. была набрана первая книга, иллюстрированная гравюрами на дереве. По сути, печатная книга времен Иоганна Гуттенберга сама по себе была гравюрой, так как текст в ней выкладывается и множится оттисками с рельефных клише. Желание сделать цветное изображение и «рисовать» не только линиями, но и пятном, «лепить» светотень и давать тон привело к изобретению цветной ксилографии «кьяроскуро», при которой печать осуществлялась с нескольких досок с использованием основных красок цветового спектра. Ее придумал и запатентовал венецианец Уго да Карпи (ок. 1455 — ок.1523). Техника эта, однако, была трудоемкой, и ею пользовались редко — ее «второе рождение» произошло только в конце XIX в. Для ксилографии характерны отчетливость и некоторая обособленность линий; чем больше в рисунке мелочей, переходов, скрещивания линий, тем труднее для резчика и тем менее выразительна ксилография. ксилография -- наиболее естественная, наиболее органическая техника для украшения книги, для книжной иллюстрации Важный технический переворот был сделан на рубеже XVIII и XIX веков английским гравером Томасом Бьюиком – торцевая или тоновая ксилография
Cлайд 4
ксилография в европе станок. 1607
Cлайд 5
Типография Станок
Cлайд 6
«Алмазная сутра», которая ныне хранится в British Library. Датирована 868 годом
Cлайд 7
тонштихель. ксилография грабштихель. ксилография
Cлайд 8
набор штихелей
Cлайд 9
Параллельный распил и распил по периметру для продольной ксилографии
Cлайд 10
Склеивание досок для ксилографии Струбцины для склейки фрагментов доски
Cлайд 11
Распил дерева для торцовой ксилографии
Cлайд 12
Ксилография
Cлайд 13
Пунсонная гравюра на металле. Св.Бернард.1474г.
Cлайд 14
Св. Христофор. ксилография1423
Cлайд 15
Св. Доротея. ксилография нач.15в.
Cлайд 16
мария с младенцем ксилография 1418
Cлайд 17
Ксилография. Иллюстрация к книге «Сон Полифила». Италия. 1499.
Cлайд 18
иван федоров. евангелист лука. фронтиспис апостола 1564 ксилография
Cлайд 19
Дюрер. Апокалипсис. 1498. ксилография Графическое наследие Дюрера обширно. В настоящее время известны 105 гравюр на меди, включая офорты и гравюры сухой иглой, и 189 гравюр на дереве
Cлайд 20
Дюрер. ксилография
Cлайд 21
Дюрер. крестьяне на рынке. гравюра на дереве 1512
Cлайд 22
Дюрер. Носорог. Ксилография. 1515
Cлайд 23
Дюрер. портрет ульриха варнбюлера. Ксилография. 1522
Cлайд 24
Дюрер. герб. ксилография 1523
Cлайд 25
Ганс Гольбейн. «Иоанн Креститель с секирой», «Св. Варвара». Иллюстрации к «Садику души». 1522-23 гг
Cлайд 26
Г.Гольбейн мл.. из серии пляска смерти. 1526. ксилография.
Cлайд 27
Г.Гольбейн мл. богач ксилография
Cлайд 28
Ганс Гольбейн мл. ксилография
Cлайд 29
Лукас Кранах Старший.рыцарь. Ксилография.1506
Cлайд 30
Уго да Карпи. цветная ксилография. Кьяро-скуро. 16век
Cлайд 31
Томас Бьюик, торцевая или тоновая гравюра
Cлайд 32
Жоанно. Иллюстрация к басням Лафонтена. Тоновая ксилография
Cлайд 33
Г. Доре. Иллюстрация к Дон Кихоту М. Сервантеса. 1863 г., торцовая гравюра
Cлайд 34
Г. Доре. Иллюстрация к сказке Ш. Перро Кот в сапогах. 1862 г., торцовая гравюра
В. Кандинский. Прогулка. 1903. Цветная ксилография.
Cлайд 40
А.И.Кравченко, Александр Сергеевич Пушкин (1937), (ксилография)
Cлайд 41
В.А. Фаворский, Слово о полку Игореве 1950 г., (ксилография)
Cлайд 42
Линогравюра
Cлайд 43
линолиум для гравюры
Cлайд 44
Линогравюра. Пикассо.
Cлайд 45
Стасис Красаускас. Юность. Линогравюра.1961
Cлайд 46
Углубленная гравюра на металле Все варианты углубленной печати объединяются одним и тем же металлом (обычно -- медной доской) и одинаковым процессом печатания. Различаются же они способами создания рисунка на доске. При этом надо учитывать три основных вида глубокой печати: механический (куда входят резцовая гравюра, сухая игла, меццо-тинто), химический (офорт, мягкий лак, акватинта) смешанную технику (карандашная манера и пунктир).
Cлайд 47
Резцовая гравюра на металле дальнейшая история изобретений в гравюре находилась в прямой зависимости от желания увеличить число отпечатков, довести рисунок до большей сложности и еще точнее воспроизвести мельчайшие детали. Так, почти вслед за ксилографией — в конце XV в. — появилась резцовая гравюра на металле (медной доске), позволявшая работать в рисунке более гибко, варьировать ширину и глубину линии, передавать легкие и подвижные очертания, разными штриховками делать тон сгущенным, точнее воспроизводить то, что замыслил художник — фактически делать рисунок любой сложности. Наиболее значительными мастерами, работавшими в этой технике, были немцы — Альбрехт Дюрер, Мартин Шонгауэр и итальянцы — Антонио Поллайоло и Андреа Мантенья. XVI век оценил гравюру как высокое искусство — похожее на живопись, но пользующееся графическим рисунком со своей технической интригой и своеобразной красотой. Так, выдающиеся мастера XVI в. превратили гравюру из массового прикладного материала в высокое искусство со своим языком, своими темами. Таковы гравюры Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Марко Антонио Раймонди, Тициана, Питера Брейгеля-старшего, Пармиджанино, Альтдорфера, Урса Графа, Лукаса Кранаха-старшего, Ханса Бальдунга Грина и многих других выдающихся мастеров.
Cлайд 48
Старинная гравюра Ботаника. гравюра на меди бумага верже 1775-1778 париж
Cлайд 49
гравюра на меди с ручной росписью. Бумага верже. Германия. Нюренберг. 1749
Cлайд 50
Дюрер. Св. Иероним. гравюра на меди. 1514
Cлайд 51
Альбрехт Дюрер. Танцующие крестьяне. 1514 г. Гравюра на меди.
Cлайд 52
Рембрандт. Автопортрет с широко раскрытыми глазами, 1630. Гравюра на меди,
Cлайд 53
Сухая игла Сухая игла, представляет собой стальную иглу с острым наконечником. Этой иглой рисуют на металле так же, как металлическим грифелем на бумаге. Сухая игла не врезывается в металл, не вызывает стружек, а царапает поверхность, оставляя по краям небольшие возвышения, кромки (барбы). Эффект сухой иглы основан именно на том, что в отличие от резцовой гравюры эти барбы не снимают гладилкой и в отпечатке они оставляют черные бархатистые следы. сухая игла допускает очень небольшое количество отпечатков (двенадцать-пятнадцать), так как барбы, определяющие главный эффект гравюры, скоро стираются. Может быть, именно поэтому некоторые старые мастера (в XVII веке) применяли сухую иглу только в сочетании с другими техниками, например с офортом (мягкий, тональный эффект барб особенно мастерски использовал в своих офортах Рембрандт). Только в XIX веке, когда "осталивание" медной доски сделало возможным закрепление барб, художники стали обращаться к сухой игле в чистом виде (среди мастеров сухой иглы назовем Элле, Г. Верейского).
Cлайд 54
Поль Сезар Элле. Мадам Элле. сухая игла.1897
Cлайд 55
меццо-тинто, или "черная манера", является разновидностью резцовой гравюры. Технику гравирования "черной манерой" изобрел не художник, а дилетант -- немец Людвиг фон Зиген, живший в Амстердаме и находившийся под сильным воздействием светотеневых контрастов в живописи Рембрандта. Его самая ранняя гравюра, выполненная в технике меццо-тинто, относится к 1643 году. В технике меццо-тинто доска подготавливается особым инструментом "качалкой" -- дугообразным лезвием, усеянным тонкими и острыми зубцами (или лопаточкой с закругленной нижней частью), таким образом, что вся поверхность доски становится равномерно шероховатой или зернистой. Покрытая краской, она дает ровный густой бархатисто-черный отпечаток. Затем остро отточенной гладилкой (шабером) начинают работать от темного к светлому, постепенно сглаживая шероховатости; на местах, которые должны быть совершенно светлыми, доска полируется начисто. Так посредством большей или меньшей шлифовки достигаются переходы от яркого светового блика до самых глубоких теней (иногда для подчеркивания деталей мастера "черной манеры" применяли резец, иглу, травление). Хорошие отпечатки меццо-тинто являются редкостью, так как доски скоро изнашиваются. Мастера меццо-тинто редко создавали оригинальные композиции, ставя перед собой главным образом репродукционные цели. Своего наибольшего расцвета меццо-тинто достигает в Англии XVIII века (Ирлом, Грин, Уорд и другие), становясь как бы национально-английской графической техникой и создавая мастерские воспроизведения живописных портретов Рейнольдса, Гейнсборо и других выдающихся английских портретистов.
Cлайд 56
меццо-тинто схема меццо-тинто шабер
Cлайд 57
лансере. прогулка.меццо-тинто 1909
Cлайд 58
офорт Стремление к достижению сложных светотеневых эффектов и более изысканного рисунка привело к экспериментам с химическим воздействием на доску — с травлением, и, в конечном счете, способствовало рождению новой техники — офорта, расцвет которого приходится на XVII век. Это было время лучших мастеров-граверов, разных по темпераменту, вкусам, задачам и отношению к технике. Рембрандт делал отдельные эстампы, добиваясь травлением и штриховкой на разной бумаге сложнейших светотеневых эффектов. Жак Калло сделал офорт своей жизнью и награвировал целую вселенную портретов, сценок, человеческих типов; Клод Лоррен воспроизвел в офортах все свои картины, чтобы их не подделывали. Он назвал собранную им книгу офортов «Книгой истины». Питер Пауль Рубенс устроил даже специальную мастерскую, где в гравюрах делали копии с его картин, Антонис ван Дейк награвировал офортной иглой целую серию портретов современников. В это время в офорте были представлены самые разные жанры — портрет, пейзаж, пастораль, батальная сцена; изображение животных, цветов и фруктов. В XVIII веке почти все крупные мастера пробуют себя в офорте — А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар — во Франции, Дж. Б. Тьеполо, Дж. Д. Тьеполо, А. Каналетто, Ф. Гварди — в Италии. Появляются большие серии гравюрных листов, объединенные темами, сюжетами, иногда они собираются в целые книги, как, например, сатирические листы У. Хогарта и жанровые миниатюры Д. Ходовецкого, архитектурные ведуты Дж. Б. Пиранези или серии офортов с акватинтой Ф. Гойи.
Cлайд 59
Жак Калло. Водяная мельница. Из серии 10 итальянских пейзажей. 1620-е гг. Офорт Первый мастер офорта, выступающий во всеоружии техники
Cлайд 60
Жак Калло. офорт
Cлайд 61
Жак Калло. Слепец с собакой. Офорт из серии Нищие. 1622
Cлайд 62
Рембрандт. Фауст вызывает духа. (офорт)
Cлайд 63
Рембрандт. Снятие с креста. Офорт. 1633
Cлайд 64
1653г.
Cлайд 65
ДАНИЭЛЬ ХОПФЕР портрет Джироламо да Сиена. около 1516. офорт
Cлайд 66
Пармиджанино. Два старца и сидящий юноша. Офорт.
Cлайд 67
Пармиджанино. Фигура девушки с подушкой в руках. Офорт. Эрмитаж
Cлайд 68
тьеполо
Cлайд 69
Тьеполо. Офорт из серии Бегство в Египет. 1753 г
Cлайд 70
Пиранези. Офорт
Cлайд 71
Сегерс. Гравюра цв.гравюра на металле ( одной доски )
Cлайд 72
Девушка со спины. 1937 г. Верейский Георгий Семенович. бумага, офорт, сухая игла
Cлайд 73
верейский. офорт и сухая игла
Cлайд 74
Разновидностью офорта является так называемый мягкий лак. По-видимому, он был изобретен в XVII веке, но настоящую популярность приобрел в второй половине XIX века. К обычному офортному грунту примешивается сало, отчего он становится мягким и легко отстает. Доска покрывается бумагой, на которой рисуют твердым тупым карандашом. От давления карандаша неровности бумаги прилипают к лаку, и, когда бумага снимается, она уносит частицы отставшего лака. После травления получается сочный зернистый штрих, напоминающий карандашный рисунок.
Cлайд 75
Портрет мужчины в берете. Джованни Кастилльоне. Мягкий лак. 1664 г
Cлайд 76
мягкий лак
Cлайд 77
Расцвет гравюрных техник во многом объясняется потребностью быстро развивающегося книгоиздания. А любовь к искусству, постоянно требовавшая все более точных воспроизведений знаменитых произведений живописи, способствовала развитию репродукционной гравюры. Основная роль, которую гравюра играла в обществе, была сравнима с фотографией. Именно потребность репродуцирования привела к большому числу технических открытий в гравюре в конце XVIII века. Так появились разновидности офорта — пунктир (когда переходы тона создаются сгущением и разрежением набитых специальными заостренными стержнями — пунсонами — точек), акватинта (т. е. окрашенная вода; рисунок на металлической доске протравливается кислотой через нанесенную на нее асфальтовую или канифольную пыль), лавис (когда рисунок наносится кистью, смоченной кислотой, прямо на доску, а при печати краска заполняет протравленные места), карандашная манера (воспроизводит шероховатый и зернистый штрих карандаша). Видимо, вторично в конце XVIII — начале XIX века была открыта придуманная еще в 1643 г. тоновая гравюра меццо-тинто. Еще большему развитию репродукционной техники способствовало изобретение англичанином Томасом Бьюиком в 1780-х годах торцовой гравюры на дереве. Теперь художник не зависел от структуры волокон дерева, как это было раньше, когда он имел дело с продольным распилом, теперь он работал по поперечному спилу дерева твердых пород и мог резцом создавать более сложные и изощренные по своему характеру композиции.
Cлайд 78
Акватинта особой разновидностью офорта является акватинта. Ее изобретателем считают французского художника Жана-Батиста Лепренса (1765). Эффект, которого он добивался своим изобретением, очень похож на полутона рисунка тушью с отмывкой. Техника акватинты -- одна из самых сложных. Сначала на доске травится обычным путем контурный очерк рисунка. Потом снова наносится травильный грунт. С тех мест, которые в отпечатке должны быть темными, грунт смывается раствором, и эти места запыливаются асфальтовым порошком. При подогревании порошок плавится таким образом, что отдельные зерна пристают к доске. Кислота разъедает поры между зернами, получается шероховатая поверхность, дающая в отпечатке равномерный тон. Повторное травление дает более глубокие тени и переходы тонов (при этом, разумеется, светлые места закрываются лаком от кислоты). Помимо описанной здесь техники Лепренса существуют и другие способы акватинты. в акватинте переходы тонов от света к тени происходят не мягкими наплывами, а скачками, отдельными слоями. Способом акватинты часто пользовались в сочетании c офортом или с резцовой гравюрой, а иногда в соединении с цветным печатанием. В XVIII веке акватинту применяли главным образом в репродукционных целях. Но были и выдающиеся оригинальные мастера, которые достигали в акватинте замечательных результатов. Среди них на первое место нужно поставить Ф. Гойю, который извлекал из акватинты, часто в сочетании с офортом, выразительные контрасты темных тонов и внезапные удары светлых пятен, и французского художника Л. Дебюкура, цветные акватинты которого привлекают глубиной и мягкостью тонов и тонкими цветовыми нюансами. После некоторого ослабления интереса к акватинте в XIX веке она переживает новое возрождение в XX веке.
Cлайд 79
Декольтированная швейцарка XVI века, уверенно держащая пивную кружку возможно вазу для цветов. Акватинта, выполненная по рисунку Ганса Гольбейна младшего, хранящемуся в публичной библиотеке города Базеля. Базель. 1790 год
Cлайд 80
Швейцарский дворянин XVI века, вооружённый двуручным мечом (акватинта, выполненная по рисунку Ганса Гольбейна младшего, хранящемуся в публичной библиотеке города Базеля. Базель. 1790 год
Cлайд 81
Шагал М. акватинта, сухая игла, офорт
Cлайд 82
Комбинация резцовой гравюры с офортом вызвала к жизни в XVIII веке еще два вида углубленной гравюры. Карандашная манера несколько напоминает мягкий лак. В этой технике гравюра изготовляется на офортном грунте, обрабатывается разными рулетками и так называемым матуаром (своего рода пестиком с зубцами). После травления линии углубляются резцом и сухой иглой непосредственно на доске. Эффект отпечатка очень напоминает широкие линии итальянского карандаша или сангины. Особенное распространение карандашная манера, предназначенная исключительно для репродукционных целей, получила во Франции. Демарто и Бонне мастерски воспроизводят рисунки Ватто и Буше, печатая свои гравюры или сангиной, или в два тона, причем Бонне, подражая пастели, иногда применял еще белила (для того чтобы получить тон еще более светлый, чем бумага). Пунктир, или точечная манера,-- прием, известный уже в XVI веке и заимствованный у ювелиров: его применяли для украшения оружия и металлической утвари. Пунктир тесно соприкасается с карандашной манерой, но вместе с тем стилистически близок и к меццо-тинто, так как оперирует широкими тоновыми пятнами и переходами. Техника пунктира представляет собой сочетание резцовой гравюры с офортом: частые группы точек, как бы сливающихся в одном тоне, накладываются различными иглами, колесиками и рулетками в офортный грунт и потом травятся. Нежные точки на лице и обнаженном теле наносятся непосредственно на доску кривым пунктирным штихелем или иглой. Пунктирную технику особенно ценили в цветных отпечатках с одной доски, раскрашенной тампонами, повторяя раскраску для каждого нового отпечатка. Наибольшее распространение эта техника имела в Англии во второй половине XVIII века. Гравюры пунктиром носили почти исключительно репродукционный характер.
Cлайд 83
матуар-инструмент для гравирования инструменты пунктирной манеры
Cлайд 84
сбор фруктов.лондон 1857.пунктирная гравюра на стали. гравер эдвин рофф
Франсиско Гойя. Неукротимая глупость. Ок. 1815-1824. Фуэндетодос 1746 -Бордо.1828 серия "Глупость (Пословицы)"; офорт, акватинта, сухая игла
Cлайд 87
С практической точки зрения гравюра на металле удовлетворяла в свое время двум важным требованиям: 1. Давала образцы и мотивы для декоративных композиций. 2. Являлась самой подходящей техникой для репродукционных целей - рисунков, картин, статуй, зданий. 3. Кроме того, в отличие от ксилографии некоторые эпохи (XVII--XVIII века) культивировали углубленную гравюру в очень большом формате, обрамляя ее и применяя для украшения стен. 4. Наконец, гравюра на дереве часто анонимна; гравюра на металле с самого начала есть история художников; даже когда мы не знаем имени автора гравюры, она всегда обладает признаками определенной индивидуальности. Столь же различны ксилография и гравюра на металле и по своему происхождению. - Ксилография связана с книгой, с буквами, с печатной машиной. - Углубленная гравюра по своему происхождению не имеет ничего общего ни с печатью, ни с письменностью вообще -- ее отличает декоративный характер, она родилась в мастерской ювелира (любопытно, что граверы на меди получали образование в мастерской золотых дел мастеров, где украшали рукоятки мечей, тарелки, кубки резьбой и чеканкой). В этом смысле у резцовой гравюры очень старинные корни: уже античных ювелиров можно назвать графиками, поскольку с каждой металлической поверхности (например, с этрусского зеркала) можно получить отпечаток. И в позднейшей резцовой гравюре, в ее блеске и пышности и в то же время точности, сохранились пережитки ювелирного искусства.
Cлайд 88
Следующая «революция» произошла в 1796 г., когда Алоизиус Зенефельдер придумал литографию — плоскую печать с камня. Эта техника избавила художника от посредничества репродукциониста — теперь он сам мог наносить рисунок на поверхность камня и печатать его, не прибегая к услугам резчиков-граверов. Литография, или плоская печать, печатается на камне особой породы известняка, голубоватого, серого или желтоватого цветов (лучшие сорта находятся в Баварии и около Новороссийска). Техника литографии основана на наблюдении, что сырая поверхность камня не принимает жировых веществ, а жир не пропускает жидкость -- одним словом, на взаимной реакции жира и жидкости (или кислоты). Художник рисует на камне жирным карандашом; после этого поверхность камня слегка протравливается (раствором гуммиарабика и азотной кислоты). Там, где жир прикоснулся к камню, кислота не действует, там же, где действует кислота, к поверхности камня не пристает жирная типографская краска. Если после травления на поверхность камня накатать краску, ее примут только те места, к которым прикоснулся жирный карандаш рисовальщика,-- иначе говоря, в процессе печатания полностью будет воспроизведен рисунок художника. литография
Cлайд 89
Со 2-й четверти XIX в., с ростом популярности литографии, началась эпоха массовой печатной графики, и связано это было, в первую очередь, с книгоизданием. Гравюрами иллюстрировались журналы мод, сатирические журналы, альбомы художников и путешественников, учебники и пособия. Гравировалось все — ботанические атласы, страноведческие книги, «буклеты» с городскими достопримечательностями, пейзажи, поэтические сборники и романы. И когда в XIX веке изменилось отношение к искусству — художников окончательно перестали считать ремесленниками, а графика вышла из роли служанки живописи, началось возрождение оригинальной гравюры, самоценного в своих художественных особенностях и приемах эстампа. Свою роль здесь сыграли представители романтизма — Э. Делакруа, Т. Жерико, французские пейзажисты — К. Коро, Ж. Ф. Милле и Ш. Ф. Добиньи, импрессионисты — Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Писарро. В 1866 году в Париже было создано общество аквафортистов, членами которого стали Э. Мане, Э. Дега, Дж. М. Уистлер, Я. Б. Йонгкинд. Они занимались изданием авторских альбомов офортов. Так впервые было создано объединение художников, занявшихся собственно проблемами граверного искусства, поиском новых форм, обозначившее свои занятия как особый род художественной деятельности. В 1871 году такое общество было основано и в Санкт-Петербурге при участии Н. Ге, И. Крамского и. Шишкина.
Cлайд 90
Далее развитие гравюры шло уже в русле поисков своего оригинального языка. К XX веку история гравюрных техник и самого этого искусства будто замкнула цикл: от простоты гравюра пришла к сложности, а достигнув ее, вновь стала искать выразительной остроты немногословного штриха и обобщенности до знака. И, если на протяжении четырех столетий она старалась избежать обнажения своего материала, то теперь вновь заинтересовалась его возможностями. Значительным явлением в истории печатной графики конца XIX — начала XX века стал расцвет русской и советской школы гравюры, представленной большим числом талантливых художников и несколькими крупными явлениями художественной жизни европейского масштаба, такими, как петербургское объединение «Мир искусства», авангардные течения первых лет ХХ века, формотворческие поиски графиков круга Фаворского и неофициальное искусство 1960-80-х годов.
Cлайд 91
Cлайд 92
литографская машина
Cлайд 93
литографский камень и оттиск
Cлайд 94
литография возвращение со скачек лондон1850-е
Cлайд 95
Тулуз-Лотрек. литография
Cлайд 96
Тулуз-Лотрек. Ревю бланш. 1895 г. Цветная литография
Cлайд 97
Тулуз-Лотрек. Жокеи. Цветная литография, 1899.
Cлайд 98
И.Билибин 1904г Литография
Cлайд 99
Фотогравирование или гелиография представляет наиболее совершенный в техническом и художественном отношении способ приготовления с помощью фотографии углубленных досок, подобных гравюре на меди. Доски получаются прямым травлением по металлу или наращиванием меди на позитивном изображении. Гелиография. Ньепс. 1824г.
Cлайд 100
Гелиография. Ньепс. 1826г.
Cлайд 101
фотогравюра
Cлайд 102
Фотогравюра 1899 года. Художник Chr. Kroner
Cлайд 103
http://prezentacija.biz/ Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех