Философия творчества План: 1. Проблема творчества в истории философии. 2. Понятие творчества. 3. Творческая личность 4. Этапы творчества. 5. Творческие методы. 6. Стереотипы мышления. Лит-ра: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия М.. 2008. С. 298-321, 362-369. Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч. Ч.2. М.. 1989. с.343-347.
Cлайд 2
Проблема творчества в истории философии Античность: Творчество в 2-х формах: а) как божественное (акт рождения космоса); б) как человеческое (ремесло, искусство). Творчество – несовершенное, но богоподобное искусство: Божественная одержимость; соревнование с богами.
Cлайд 3
Средние века: Божественный смысл творчества Идея креационизма: создание бытия из небытия посредством творческого акта. Возрождение: Человек – творец. Творчество – как художественное, искусство. Культ гения.
Cлайд 4
Реформация: Творчество – как действие. Лютеранство, кальвинизм: значение предметно-практической деятельности человека (свидетельство богоизбранности). Немецкая классическая философия: Кант, Шеллинг: творчество - продуктивная способность воображения; основа познания.
Cлайд 5
Марксизм: Творчество – производство в широком смысле, предметно-практическая деятельность. Европейская философия 19- нач. 20 вв.: Экзистенциализм: Духовно-личностная сущность творчества. А.Бергсон: Творчество – сущность жизни.
Cлайд 6
Понятие творчества Как результат: Процесс создания нового. Как процесс: Самостоятельный способ мышления. Способность эффективно оперировать противоречивой информацией. Аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень. Ключевые слова: Одаренность, озарение, оригинальность, фантазия, интуиция, воодушевление, научное открытие, произведение искусства
Cлайд 7
Творческая личность. Особенности творческой личности. Самостоятельность. Риск. Инициативность. Широкий диапазон мышления. Кругозор. Любопытство. Воля, гибкость взглядов. Мотивация .
Cлайд 8
Особое значение для творческой деятельности имеют: 1. Замысел – идея, цель, разумное основание. 2. Творческий потенциал индивидуальности: а) специальные знания; б) широта кругозора; в) готовность к творчеству (внутренняя и внешняя); Внутренняя готовность: Вдохновение – подъем творческих сил индивидуальности. Внешняя готовность: Долг, ответственность, совесть.
Cлайд 9
3. Способность к импровизации. Приемы импровизации: а) перебор случайных возможностей; б) поиск ассоциативных связей; в) создание художественного образа
Cлайд 10
Типология творческих личностей 1. Пионер – инициативен, организатор, создатель новых направлений. 2. Диагност – критик научных направлений и программ. 3. Эрудит – владеет большим объемом знаний и хорошо в них ориентируется. 4. Техник – специалист, который может придать законченность чужой работе, стилист. 5. Эстет – придает решению изящную форму. 6. Методолог – знает, как надо работать, владеет методами и приемами творчества. 7. Независимый – индивидуалист, способен противостоять любым мнениям.
Cлайд 11
Этапы творчества I. Подготовка: 1. Формулирование проблемы; 2. Сбор фактов. II. Выдвижение идей III. Созревание и озарение. IV.Принятие решения, его осуществление и контроль.
Cлайд 12
Творческие (эвристические) методы. 1. Модель – создание копии объекта; схематическое представление задачи. 2. Мозговая атака (30-е годы 20 в.; США; А.Осборн) - - выдвижение большого количества идей; - отсутствие критического анализа, снятие психологических барьеров. 3. Синектика (50-е годы 19 в.; США; У.Гордон) – - расположенность к импровизации, направленная на активизацию базовых операций подсознания; - метод выдвижения аналогий.
Cлайд 13
Аналогии: прямые (исходные элементы – в сходных системах); субъективные (воображение себя на месте объекта); символические (отдельные характеристики одного предмета сопоставляются с характеристиками другого предмета; фантастические.
Cлайд 14
«Реестр научно-фантастических идей и гипотез мировой фантастики» (13 классов, 93 подкласса) 4. Деловые игры. 5. Морфологический анализ – анализ всех узлов и элементов, для которых создается полный перечень сочетаний. 6. ТРИЗ – теория решения изобретательской задачи – создание модели технической системы , отражающей ее основные элементы. (Веполь = вещество + поле).