Что такое ИДЕЯ? Мысленный образ какого-либо объекта (элемента, системы, подсистемы, проблемы, цели, технологии, метода, процесса и т.П.), Выделяющий его основные, главные и существенные признаки, свойства и особенности
Cлайд 3
Как придумать что-то новое?
Cлайд 4
Как придумать что-то новое? Великий изобретатель Никола Тесла (1856-1943гг.), которого современники называют "человеком, который изобрел ХХ век", мог генерировать сотни новых идей в день. Но всех шокировало его признание: "Не я автор этих идей". Он утверждал: Мой мозг только приемное устройство. В космическом пространстве существует некое ядро, откуда мы черпаем знания, силы, вдохновение. Я не проник в тайны этого ядра, но знаю, что оно существует
Cлайд 5
Методы генерации новых идей ЧТО ЭТО? Действия/способы помогающие нам, тем или иным образом, создать некий новый образ знакомого предмета или совершенно уникальную идею.
Cлайд 6
Методики творчества
Cлайд 7
Простые Например, изучение поз Йоги, использование различных запахов, звуков для создания ассоциативного ряда, медитация и т.п.
Cлайд 8
Сложные Как правило, имеют определенные правила работы, помогающие грамотно направить поток мыслей. Это тот самый «Мозговой штурм», метод аналогий, метод контрольных вопросов и пр. Следует отметить, что сложные методы, чаще всего, являют собой комбинацию простых.
Cлайд 9
Научные Громоздкие, требуют специальной подготовки. Они оперируют закономерностями, четкими правилами и хорошо работающими инструментами, такими как различные вычислительные системы. В настоящее время единственным примером данного вида методов можно считать ТРИЗ (Теорию Решения Изобретательских Задач) – автор Альтшуллер Генрих Саулович (Первая статья напечатана в 1956 г. (Г. Альтшуллер, Р. Шапиро «Вопросы психологии», 1956, №6). Первая книга по ТРИЗ (Г. Альтшуллер «Как научиться изобретать») опубликована в 1961 г.)
Cлайд 10
Важные аспекты в генерации новых идей Основная проблема – трудность ухода от привычных способов ассоциирования информации. «Логика опыта» Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. Отсрочка вынесения оценки (suspension of judgement)
Cлайд 11
Как начать придумывать? Скорость — это легкость генерирования идей. «Поток сознания» Обсуждение Фантазирование Визуализация Инкубация
Cлайд 12
Как начать придумывать? (2) Контрольные списки Контрольный список для новых идей (Check List for New Ideas), разработанный Алексом Осборном, — состоит из серии "стимулирующих" вопросов под следующими рубриками: Использовать для других целей? Адаптировать? Модифицировать? Увеличить? Уменьшить? Заменить? Переделать? Полностью изменить? Объединить?
Cлайд 13
Как начать придумывать? (3) Аналогия Насильственные отношения Составление списков свойств
Cлайд 14
Наиболее популярные методики творчества Метод «Шесть шляп» Метод «Ментальные карты» Синектика Метод фокальных объектов Морфологический анализ Непрямые стратегии Метод «Автобус, кровать, ванна» Расшифровка Ловушка для идей
Cлайд 15
Шесть шляп мышления
Cлайд 16
Ментальные карты или mindmapping Mindomo Mapmyself Mindmeister
Cлайд 17
Синектика Виды аналогий 1. Прямая - рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. 2. Символическая - требует в парадоксальной форме (сочетать на сочетаемое) сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. 3. Фантастическая - требуется представить себе вещи такими, какими бы мы хотели их видеть, позволяя игнорировать любые физические законы, представление любых средств или персонажей, позволяющих выполнять то, что следует по условиям задачи. 4. Личная (эмпатия) - позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче.
Cлайд 18
Метод фокальных объектов 1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…) 2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов) 3. Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль 4. Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются 5. ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций. 6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения
Cлайд 19
Морфологический анализ
Cлайд 20
Непрямые стратегии
Cлайд 21
Метод «Автобус, кровать, ванная»
Cлайд 22
Расшифровка
Cлайд 23
Ловушка для идей
Cлайд 24
Мозговой штурм
Cлайд 25
Что это? Мозговая атака Brainstorming Конференция идей В англо-русском словаре Мюллера brain-storm переводится как: буйный припадок, душевное потрясение. В словаре Гальперина тот же термин переводится как: - припадок безумия; - блестящая идея, великолепный план; - бредовая мысль, идея.
Cлайд 26
Что это? (2) В толковом словаре английского языка Вебстера приведены следующие варианты трактовки понятия brain-storm: - a violent transient fit of insanity /сильный (неистовый, бешеный) скоротечный припадок (приступ) умопомешательства/ - a suddin bright idea; ' - a have brained idea /внезапная блестящая (яркая) идея/
Cлайд 27
Немного истории Исторически данный метод считается самым первым, однако, последовательность определенных этапов, заложенная в него автором (Алексом Осборном), в литературе встречается задолго до Осборна. Двухстадийный 'подход к решению проблем описан еще Тацитом, исследовавшим быт германцев: "На пиршествах они толкуют и о примирении враждующих между собой, и о заключении браков, о выдвижении вождей, полагая, что ни в какое другое время душа не бывает столь расположена к откровенности и -никогда так не воспламеняется для помыслов о великом... На следующий день возобновляется обсуждение тех же вопросов. И то, что они в два приема занимаются ими, покоится на разумном основании: они обсуждают их, когда неспособны к притворству, и принимают решения, когда ничто не способствует их здравомыслию". Этому свидетельству две тысячи лет.
Cлайд 28
Еще более древним примером того же подхода является способ, применявшийся в древней Вифинии (находилась на территории современной Турции) в 700-600 годах до н.э. По свидетельству историков, у населявших эту местность фракийских племен вифинов был следующий обычай. Столкнувшись с совершенно новой ситуацией, по которой необходимо было принимать взвешенное и ответственное решение, они расширяли многообразие вариантов путем опроса всех, кого возможно, а затем отбирали то, что казалось наиболее приемлемым. Так, при заболевании, когда было непонятно, как и чем лечить человека, члены его семьи выносили больного на всеобщее обозрение и любой прохожий мог поделиться с родственниками своими суждениями и опытом. Впоследствии семейный совет выбирал из предложенных мер наиболее подходящую.
Cлайд 29
Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна "Управляемое воображение", в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления.
Cлайд 30
Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которую большинство граждан как проблему не воспринимает. Почему так мало используется творческий потенциал граждан страны для решения стоящих перед ней проблем? Ведь творческие способности есть у всех людей. Ответ, вскоре был найден: Для того, чтобы идею приняли специалисты, она должна быть выдвинута оформленной "по 'всем правилам" - таково широко распространенное мнение. Проблемы творчества
Cлайд 31
Поиск удачного решения человек действует далеко не так произвольно, как может показаться: как правило, поиск начинается с наиболее привычного, общепринятого направления. Древний инстинкт велит: действуй по аналогии, действуй, как все. Проблемы творчества (2)
Cлайд 32
Поэтому основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики. "Почему бы не разделить каждую проблему таким образом, чтобы одна часть опытных экспертов позаботилась об изыскании фактов о юридическом суждении, тогда как творческие консультанты сосредоточились бы только на выдвижении одной идеи за другой", - пишет А. Осборн. Он указывает на появление 'нового подхода к решению проблем, подхода, который получил у него название "имадженерия". "Вы даете свободу полета своей фантазии, а затем "имадженерируете" ее на землю". Проблемы творчества (3)
Cлайд 33
Собственно метод Мозгового Штурма
Cлайд 34
Этапы Предварительный Четкая формулировка проблемы Отбор участников/ распределение на группы Распределение ролей в группе Ведущий Писарь
Cлайд 35
Этапы 2. Основной (собственно генерация идей) Правила: - Ограничений НЕТ! Главное количество идей. - Любая оценка ЗАПРЕЩЕНА (не важно, положительная или отрицательная), т.к. она отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. - Самые абсурдные и необычные идеи активно приветствуются.
Cлайд 36
Этапы 3. Заключительный Оценка идей Их группировка, при необходимости Отбор нескольких, самых лучших
Cлайд 37
Важно Данный метод заточен, в первую очередь, для решения легких задач. Например: Придумать рекламный слоган для напитка. Если же вы хотите использовать данный способ для решения чего-то более сложного, сначала придется дробить основную Идею на подзадачи.
Cлайд 38
Метод «Пяти пальцев»
Cлайд 39
Полезная литература и интернет-порталы http://manprogress.com/ru/methods/generation-ideas.html http://www.brainstorming.ru/ http://www.superidea.ru/ Джон К. Джонс, Методы проектирования Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения Викентьев И.Л., Современные методики творчества/креатива (обзор).
Cлайд 40
Спасибо за внимание!
Cлайд 41
http://prezentacija.biz/ Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех