Творчество душевнобольных. Великие деятели искусства. Работу выполнила Студентка 1 группы, 4 курса, Аркадьева Мария Московский Государственный Медико-Стоматологический Университет
Cлайд 2
«Творчество – это ничто иное как болезнь души» Гейне
Cлайд 3
В психиатрии есть теория о том, что величайшие идеи гениев рождаются внезапно и развиваются точно так же бессознательно, как и необдуманные поступки сумасшедших. И между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение – сходство абсолютное. «Пульс слабый и неровный, кожа бледная, голова горячая воспаленная, глаза блестящие, налитые кровью, беспокойные, бегающие по сторонам. По окончании периода творчества сам автор не понимает того, что он минуту тому назад излагал» - это описание врачебного освидетельствования писателя Тассо. Подобные анамнезы можно нередко встретить в картотеках сумасшедших домов.
Cлайд 4
Патография – раздел психиатрии, анализирующий творчество и биографии великих людей. Гениальность и помешательство - Ч.Ломброзо В своей книге Ломброзо провел параллель между гениальными людьми и душевнобольными. Он доказывал, что для гениев, так же как и для душевнобольных характерны - усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и сильная рассеянность, злоупотребление спиртными напитками и громадное тщеславие. Лоброзо не доказал, что гениальность непременно является психическим заболеванием. «Между гениальными людьми есть помешанные, и между сумасшедшими — гении»
Cлайд 5
Винсент Ван Гог Диагноз: эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения. В картинах трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, нервного пастозного мазка
Cлайд 6
«Ночное кафе» 1888
Cлайд 7
Cлайд 8
При шизофрении больные иногда в своих рисунках объединяют технические детали, такие как провода и лампы, шестеренки вместе с живой плотью, то есть получаются киборги. При шизофрении с негативной симптоматикой, больным трудно и не охото рисовать, их рисунки отличаются бедностью фона и контуров. В период обострений больные чаще используют оранжевые цвета
Cлайд 9
Сальвадор Дали Сальвадор Дали рос под сильным давлением отца, который оставлял на столе книги с картинками, где тела женщин были обезображены венерическими заболеваниями. Дали мог позволить себе только мастурбацию, от этого жуткого стыда и страха перед сексуальной жизнью он не оправился даже, живя с Галой. Вплоть до 25 лет у Сальвадора Дали были только вымышленные женщины, которых он сам себе придумывал и любил их.
Cлайд 10
Метаморфозы нарцисса Для вдохновения Дали использовал метод ложки или тяжелого ключа. Сидя за столом, он держал между пальцами ложку, а когда начинал дремать, то она падала и билась о тарелку. В момент такого внезапного пробуждения человеческое сознание находится на стадии альфа-волн, тогда интуиция максимально активна.
Cлайд 11
Жутко боялся лифтов и мог без разбору подписать какой-то контракт. Был помешан на кастрациях, мастурбациях, боялся больших бюстов у женщин. В 70 лет у Дали была наркотическая зависимость от антидепрессантов. Незримые лев, конь и спящая женщина,
Cлайд 12
У Рафаэля была галлюцинация образа Мадонны, который он и воплотил в своих произведениях.
Cлайд 13
В середине XX столетия художник Жан Дюбуффе из Франции изобрёл термин - "Арт-брют". Под ним творец подразумевал "фриковое" искусство, которое независимо от культурных шаблонов и общепринятых норм. В первую очередь, француз относил к объектам Арт-брюта произведения душевнобольных людей, но позднее значение термина расширилось и к образцам странного жанра искусства стали относить также работы инвалидов, аутсайдеров, заключенных и прочих творцов, оказавшихся на обочине жизни. Август Наттерер. Мировая ось с кроликом
Cлайд 14
Адольф Вёльфли Лечебница Вальдау, 1921
Cлайд 15
Cлайд 16
Cлайд 17
Cлайд 18
Cлайд 19
Фридрих Вильгельм Ницше Диагноз: Ядерная «мозаичная» шизофрения, возможно, на фоне сифилиса. Из медицинской карты: больной пил из сапога свою мочу, испускал нечленораздельные крики, принимал больничного сторожа за Бисмарка, пытался забаррикадировать дверь осколками разбитого стакана, спал на полу у постели, прыгал по-козлиному, гримасничал и выпячивал левое плечо.
Cлайд 20
История болезни: перенес несколько апоплексических ударов; страдал психическим расстройством последние 20 лет своей жизни (именно в этот период появились наиболее значимые его произведения — к примеру, «Так говорил Заратустра»), 11 из них он провел в психиатрических клиниках, дома о нем заботилась мать. Состояние его постоянно ухудшалось — под конец жизни философ мог составлять лишь простейшие фразы, к примеру: «Я мертвый, потому что я глупый» или же «Я глупый, потому что я мертвый».
Cлайд 21
Мысль o сaмoубийстве - это великое утешение. При поддержке ее пережиты многие ужасные ночи. Есть два вида одиночества. Для одного одиночество - это бегство больного, для другого - бегство от больных. Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп. Все что не убивает меня, делает только сильнее. Факты не существуют - есть только интерпретации.
История болезни: В 1960 году Хемингуэй вернулся с Кубы в США. Его мучили частые депрессии, чувство страха и неуверенности, он практически не мог писать — а потому добровольно согласился пройти лечение в психиатрической клинике. Хемингуэй перенес 20 сеансов электрошока, об этих процедурах он отозвался так: «Врачи, которые делали мне электрошок, писателей не понимают… Какой смысл был в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни? Это было блестящее лечение, вот только пациента они потеряли». По выходе из клиники Хемингуэй убедился в том, что по-прежнему не может писать, и предпринял первую попытку самоубийства, однако близкие сумели ему помешать. По просьбе жены он прошел повторный курс лечения, но намерений своих не изменил. Через несколько дней после выписки он выстрелил себе в голову из любимой двустволки, зарядив предварительно оба ствола.
Cлайд 24
Маяковский закончил свою жизнь, выстрелив себе в сердце.
Cлайд 25
слов исступленных вонзаю кинжал в неба распухшего мякоть: "Солнце! Отец мой! Сжалься хоть ты и не мучай! Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней. Это душа моя клочьями порванной тучи в выжженном небе на ржавом кресте колокольни! Время! Хоть ты, хромой богомаз, лик намалюй мой в божницу уродца века! Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!" Я люблю смотреть, как умирают дети. Вы прибоя смеха мглистый вал заметили за тоски хоботом? А я -в читальне улиц -так часто перелистывал гроба том. Полночь промокшими пальцами щупала Меня и забитый забор, и с каплями ливня на лысине куполаскакал сумасшедший собор. Я вижу, Христос из иконы бежал, хитона оветренный край целовала, плача, слякоть. Кричу кирпичу,
Cлайд 26
А свет колеблющейся лавой в чащобу темную скакал, где пожирающей оравой зубов округлился овал. Не ночи реющей твердыней с туманом, сотканным со льда, а перезревшей желтой дыней катилась поздняя луна. -сопоставление, казалось бы, несопоставимых понятий -своеобразная трактовка событий -неоправданная, не всегда понятная акцентуация на второстепенные детали -неожиданные парадоксальные вывод - стремление к формальной новизне (игра слов, причудливое размещение строк, рифмованных окончаний) трока может состоять всего лишь из одного слова лишены предметности, чувственной выразительности - много рационального, эмоционально недостоверного Поэзия больных шизофренией
Cлайд 27
Нет, то не глаз - То глас. Глас вопиющего в пустыне. Когда, отчаявшись, остынет, его пронзительный призыв, во мне погибнет жизнь. Исчезнет ощущение мучительной борьбы за право бытия. Ещё я буду жить какое-то мгновение. Какой-то долгий миг... Но буду жить не я. Сам себе герой Сам себе чужой Вечно сам не свой Кто же я такой? Веду я с тенью бой, Иду я на убой Какой-то никакой Мой мир для всех пустой
Cлайд 28
Некоторые факты из жизни великих: Один из величайших французских классиков – Золя привязывал за работой себя к стулу. Шарлотта Бронте, когда писала рукописи, ставила рядом огромную корзину с картофелем, который она время от времени принималась яростно чистить. Отвлекать ее от этого занятия было чревато – женщина, осатанев от гнева, могла наброситься на побеспокоившего ее, чего, кстати, впоследствии даже не помнила. Анри Матисс страдал от депрессии и бессонницы, иногда рыдал во сне и просыпался с воплями. Однажды без всякой причины у него вдруг появился страх ослепнуть. И он даже научился играть на скрипке, чтобы зарабатывать себе на жизнь уличным музыкантом, когда потеряет зрение.
Cлайд 29
Заключение: Творчество для пациентов является выражением себя, своих страхов, мыслей, то, что они не могут выразить простыми словами. Творчество лечит, а значит нужно поощрять желание пациентов писать и рисовать. Большинство пациентов никогда не занимались этим до заболевания, после заболевания они стали улавливать больше деталей и переносить их в картины или стихи. Так же есть пациенты умевшие рисовать до заболевания и, даже имеющие специальное образование, но после развития болезни, потерявшие этот дар. Гениальность и безумие совместимы, но могут существовать раздельно. После просмотра многих фактов из жизни великих художников, писателей и философов можно предположить, что чаще гениальность и безумие сливается в едино.
Cлайд 30
Спасибо за внимание!!!
Cлайд 31
http://prezentacija.biz/ Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех