Выразительные средства русской речи Задание В8 Крайник О.М. ФГБОУ ВПО «АлтГПА»
Cлайд 2
Основные лексические ИВС Синонимы (контекстные синонимы) Антонимы (контекстные антонимы) Устаревшие слова Неологизмы (индивидуально-авторские слова) Диалектизмы Просторечия Жаргонизмы Эмоционально-окрашенная лексика Лексический повтор Фразеологизмы Крылатые слова и выражения
Cлайд 3
Укажите предложение, средством выразительности в котором является ФРАЗЕОЛОГИЗМ А. Пронесся шум, подобный звуку упавшей головни. Б. И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны. В. Воздух там чист, как молитва ребёнка; И люди, как вольные птицы, живут. Г. Хранил он подаренное колечко как зеницу ока всю свою долгую жизнь. Г
Cлайд 4
ЭПИТЕТЫ (художественное определение) «Прилагательное, употреблённое в переносном смысле для создания образа». Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов (М. Волошин); Прости, пленительная влага И первоздания туман! (С. Городецкий). Преступный и пасмурный Тауэр… Опишите водопад и его окружение, используя эпитеты.
Cлайд 5
МЕТАФОРА Греч. metaphora – перенесение. Перенос значения с одного предмета, явления на другой по сходству («скрытое сравнение»). И меркнет звёзд алмазный трепет В бездольном холоде зари (М. Волошин); В саду горит костёр рябины красной (С. Есенин); Почему в качестве иллюстрации к данному средству выразительности использована именно эта картинка? Придумайте описание с помощью метафоры.
Cлайд 6
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Перенесение свойств человека (одушевлённого, живого лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных. Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана… (М.Лермонтов); На дела их картины Смотрят строго со стен.
Cлайд 7
СРАВНЕНИЕ / СРАВН. ОБОРОТ Сопоставление явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) с целью выделения особо важного в художественном отношении признака.
Cлайд 8
СРАВНЕНИЕ Используя сравнения, опишите эти цветы Способы выражения сравнительной конструкции с помощью сравнительных союзов будто, точно, словно, как, что: Маленькая рябинка, точно угасающий костёр, выделялась на белом снегу. существительным в форме творительного падежа: Лежал закат костром багровым (А. Ахматова); оборот в форме сравнительной степени имени прилагательного или наречия: Под ним струя светлей лазури… (М. Лермонтов); сравнение с помощью слов, указывающих на схожесть явлений – кажется, напоминает, похож и т.д.: Что-то назойливо и монотонно жужжало подобно мухе, бившейся о стекло. при помощи фразеологического оборота: Третья трель звонка заставила его подскочить и бежать к телефону как на пожар.
Cлайд 9
ГИПЕРБОЛА Греч. hyperbole – преувеличение. Перенос значения с одного предмета, явления на другой по количественному признаку; количественное усиление признака. Я тебя сто лет не видел; В сто сорок солнц закат сиял… (В. Маяковский);
Cлайд 10
Парцелляция Парцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт. (С. Довлатов)
Cлайд 11
Риторический вопрос Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В. Астафьев)
Cлайд 12
Cлайд 13
Cлайд 14
Какое средство выразительности использовано? Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? Кто портит телефоны-автоматы? Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? Риторический вопрос
Cлайд 15
И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засовестился? Парцелляция
Cлайд 16
Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут никакие уговоры, никакие увещевания, никакая мораль, даже самая передовая, не годятся. Лексический повтор
Cлайд 17
Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. Антонимы
Cлайд 18
Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? Риторический вопрос
Cлайд 19
Ответьте на вопрос Пакость чаще всего творится скрытно. К счастью, в мире пакостников по сравнению с порядочными людьми всё же не так много. ПОЧЕМУ?
Cлайд 20
Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый след бежал»? (А. Фет) Эпитет Метафора Олицетворение Синекдоха
Cлайд 21
Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял»? (А. Плещеев) Сравнение Метафора Литота Эпитет
Cлайд 22
Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу»? (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение
Cлайд 23
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье…» (А. С. Пушкин)? Эллипсис Градация Инверсия Оксюморон
Cлайд 24
Какой троп используется в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Чаша жизни»? Мы пьём из чаши бытия С закрытыми очами, Златые омочив края Своими же слезами. Когда ж пред смертью с глаз Завязка упадёт, И всё, что обольщало нас, С завязкой исчезает – Тогда мы видим, что пуста Была златая чаша, Что в ней напиток был – мечта И что она – не наша! Эпитет Развёрнутая метафора Олицетворение Сравнение
Cлайд 25
Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)? Метафора Синекдоха Метонимия Эпитет
Cлайд 26
Какой троп используется в тексте: «Преграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива…»? (А. С. Пушкин) Оксюморон Метафора Олицетворение Сравнение
Cлайд 27
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою счастлив я!» (А. С. Пушкин)? Умолчание Градация Инверсия Оксюморон
Cлайд 28
Какой троп используется в тексте: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение
Cлайд 29
Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна»? (Н. А. Некрасов) Эпитет Метафора Гипербола Метонимия
Cлайд 30
Какая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой: Полюбил богатый – бедную, Полюбил учёный – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную: Золотой – полушку медную. Антитеза Градация Инверсия Лексический повтор
Cлайд 31
Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»? (М. Исаковский) Эпитет Метафора Сравнение Метонимия
Cлайд 32
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С. А. Есенин)? Умолчание Градация Инверсия Антитеза
Cлайд 33
Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны…» (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение
Cлайд 34
Какой троп используется в тексте: «Пусть заполнится годами жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (В. В. Маяковский) Эпитет Метафора Гипербола Оксюморон
Cлайд 35
Какая стилистическая фигура используется в тексте:«Я – царь, я – раб, я – червь, я - Бог» (Г. Державин)? Лексический повтор Градация Оксюморон Антитеза
Cлайд 36
Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах его дымился…» (А. Пушкин) Эпитет Метафора Метонимия Сравнение
Cлайд 37
Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна…» (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение
Cлайд 38
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги» (В. А. Жуковский)? Лексический повтор Градация Оксюморон Эллипсис
Cлайд 39
Проанализируйте данное стихотворение с точки зрения изобразительно-выразительных средств Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты – Она тревожна, как листы, Она, как гусли, многострунна, Житейский вихрь её терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом. Твоя же речь ласкает слух, Твоё легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье…