Батальный жанр (от фр. bataille — битва) —жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов современности или прошлого. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, передать её пафос, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. Деятельность художников-баталистов, постоянно связанная с жизнью армии и флота, способствовала расширению рамок батального жанра, дополняемого сценами военного быта (в походах, казармах, лагерях), которые одновременно относятся и к бытовому жанру, а также обобщёнными образами воинов, фронтовыми зарисовками и т.д. Презентации http://prezentacija.biz/
Cлайд 2
Авилов Михаил Иванович 1882 – 1954г.г. русский советский живописец и педагог, Народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии первой степени. Участник Первой мировой войны Родился 6 (18) сентября 1882 года в Санкт-Петербурге. 1893 — учился в Рисовальной школе ОПХ. 1903 — в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского. 1904 — учёба в ИАХ, мастерская Ф. А. Рубо, с 1910 — у Н. С. Самокиша. 1913 — присвоено звание художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели». 1916 —за картину «Опричники» - первая премия «Общества поощрения художеств». 1918 — в Сибири (Тюмень, Иркутск, Барнаул), работал с издательствами, театрами, преподавал в различных художественных школах. 1921 — на преподавательской работе в Рисовальной школе «Общества поощрения художеств» и в Академии художеств. 1922 — преподаёт в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (по 1930 год). 1923 — член Ассоциации художников революционной России. 1947 — действительный член АХ СССР. Преподаватель в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде (до самой смерти). Умер 14 апреля 1954 года. Похоронен на Тихвинском кладбище.
Cлайд 3
Авилов Михаил Иванович «Поединок Пересвета С Челубеем» (1943 г.) На этой картине изображено начало Куликовской битвы. Два богатыря, Пересвет - с русской, Челубей – с ордынской стороны, меряются силами. Войска обеих сторон замерли в ожидании исхода битвы. Оба богатыря проткнули друг друга копьями. напряжение и ожидание выражено всем строем и колоритом картины. Вот сейчас кончится поединок и начнется общее сражение http://www.iskusstwo.ru/news/html/68.html
Cлайд 4
Василий Васильевич Верещагин – знаменитый русский художник, большой мастер батальной сцены. Родился 26 октября 1842 года, в семье помещика Новгородской губернии. В 1853 году, в возрасте 9 лет, он был определен в морской кадетский корпус. После окончания обучения, Василий недолго был на военной службе. Бросив службу, поступает в знаменитую Академию Художеств в Петербурге, где обучался с 1860 по 1863 годы. За одну из своих картин получает малую серебряную медаль и, не закончив обучение, едет в Европу. Оказавшись во Франции, в славном городе Париже, Верещагин стал учеником художника Жерома. Василий Васильевич Верещагин – один из сильнейших художников Европы. Его выставки всегда имели большой успех за рубежом. Биография его полна взлетов и падений, человек удивительный, в истории найдется немного художников, участвовавших в военных баталиях . Верещагин Василий Васильевич 1842 – 1904г.г
Cлайд 5
Верещагин Василий Васильевич 14.10.1842-31.03.1904 http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vereshagin_vv.php Русский живописец-баталист. С глубоким драматизмом запечатлел жестокие будни войны, тяжесть и героику ратного труда (картины батального цикла на темы Отечественной войны 1812, Туркестанской кампании и войны на Балканах). Много путешествуя, освоил жанр документально-этнографической живописи. Погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца “Петропавловск”
Cлайд 6
«Смертельно раненый» 1873г. Василий Васильевич Верещагин Третьяковская Галерея, Москва, Россия Холст, масло На своих ранних батальных полотнах Верещагин выражает характерный для всего его последующего творчества протест против захватнических войн. Он обличает тех, по чьей прихоти гибнут на войне люди. Антимилитаристическая направленность верещагинских картин явилась результатом жизненных наблюдений и размышлений художника. Он увидел в завоевательных войнах величайшее зло, против которого решил бороться своим искусством. Вместе с тем в этих картинах он стремился показать величие и беспредельный героизм русского солдата, олицетворяющие мужество родного народа http://www.tanais.info/art/vereshchagin9more.html
Cлайд 7
К числу лучших картин Верещагина серии «войны на Балканах» бесспорно относится «Перед атакой. Под Плевной». В ней художник попытался передать характер «большой войны». Одну из важнейших особенностей этой войны, по сравнению с войнами прошлого, составляет участие в ней огромнейших человеческих масс, определяющее масштабы ее страшных последствий. Массовый характер современной войны был передам Верещагиным в картине «Перед атакой» через изображение бесконечных и однообразных цепей пехоты, залегших в ожидании сигнала к атаке. Однообразие подчеркнуто в картине ритмом скаток, одинаково пересекающих наискось каждую солдатскую спину. Основное впечатление, которое производит картина, впечатление будничной серости поля сражения, лишенного каких бы то ни было ярких красок, томительной скуки долгих часов ожидания боя, без какого бы то ни было воодушевления. http://ourarts.ru/?p=900 http://www.ote4estvo.ru/russkie-xudozhniki/314-vasilij-vasilevich-vereshhagin.html Частная коллекция «Перед атакой. Под Плевной» 1881г. Верещагин Василий Васильевич
Cлайд 8
В.В. Верещагин «В покоренной Москве» ("Поджигатели" или "Расстрел в Кремле") 1889 – 1900г.г. (Холст, масло) ФГУК «Государственный исторический музей» Москва, Россия http://school-collection.edu.ru/catalog/res/118261b2-2384-4cad-b0c3-e8730d55c772/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&
Cлайд 9
По законам военного времени каждый город, покоренный врагом, должен повиноваться победителю. После входа в Москву Наполеон сразу назначил из числа своих приближенных тех, кто должен был поддерживать порядок. Но порядок не наступал. Вскоре после прибытия в Москву французской армии в городе начались пожары. Московский пожар превратился в настоящее бедствие для французов. Наполеон приказал сформировать военные суды и казнить захваченных поджигателей без всякого снисхождения. И охота на них началась. Достаточно было просто находиться поблизости от горящего дома, чтобы быть уличенным в поджоге. Людей хватали на улицах, отправляли в военные суды и расстреливали. http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/v-pokorennoj-moskve-opisanie-kartiny-vereshhagina.html
Cлайд 10
Луи-Франсуа Лежен — французский живописец и генерал, участник Наполеоновских войн. Родился 3 февраля 1775 года в Страсбуре. Учился на художника, но в 1792 году вступил добровольцем в революционную армию. Был произведён в сержанты артиллерии. Далее Лежен совершил кампании 1794 и 1795 года в Голландии https://ru.wikipedia.org/
Cлайд 11
Луи - Франсуа Лежен «Лейб-гвардии Литовский полк в Бородинском сражении» На картине изображено решающая битва между французской армией Наполеона и русской под командованием Кутузова, которое произошло 25 августа. Сражение началось еще накануне 24 августа у д. Шевардино, где русский авангард задержал продвижение французской армии на Бородинском поле Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit8826.htm
Cлайд 12
Василий Иванович Суриков 1848-1916г.г. Васи лий Ива нович Су риков — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Родился в Красноярске, принадлежал к роду казаков, которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком еще в 16 веке. Рисовать начал с 4-х лет. Учился в Академии художеств. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Умер в Москве в 1916г, прожив 68 лет https://ru.wikipedia.org/wiki/
Cлайд 13
На этой картине изображена решающая битва 1582г. дружины Ермака с войском хана Кучума. Крепко спаянная дружина Ермака сгрудившаяся на лодках напоминает плавучий остров. Армия Кучума похожа на схлынувшую с берега волну на встречу врага. В лицах Кучумовцев читется ужас перед огнестрельным оружием. В толпе еще не видно раненых. Картина изображает самое начало сражения. Скоро две армии сольются в кровавой сече, из которой родится сибирская ветвь русского народа Василий Иванович Суриков «Покорение Сибири Ермаком» 1895г. Холст, масло Русский музей, Санкт-Петербург http://smallbay.ru/artrussia/surikov_pokorenie_sibiri_ermakom.html
Cлайд 14
Аверьянов Александр Юрьевич Родился в 1950 г. в г. Чехове Московской области. Закончил Московское художественное училище им. М.И.Калинина. Значительную роль в раскрытии внутренних стремлений живописца к героической тематике сыграли преподаватель композиции училища и известный художник-баталист, народный художник России Н.С.Присекин. Александр Аверьянов широко известен как признанный мастер батальных сцен. Его работы интересны и достоверны. Художник сотрудничает с крупнейшими военно-историческими музеями страны. Множество его картин находятся в экспозиции музея «Бородинская панорама», музея-заповедника «Бородинское поле», исторического музея в Малом Ярославце. Александр Аверьянов помогал Народному художнику России Н.С.Присекину в создании панорамы «Курская битва», представленной на Поклонной горе
Cлайд 15
Аверьянов Александр Юрьевич «Бой за Шевардинский редут 24 августа (5 сентября) 1812 г.» http://realartists.ru/names/averyanov/29/ ; http://realartists.ru/names/averyanov/ Музей-заповедник «Бородинское поле», Московская область ,Можайский район, посёлок Бородинского музея
Cлайд 16
Родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Октябрьские события определяют судьбу живописца - ему предстоит стать певцом революции и новой жизни. В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. В 1919-1920 гг. Александр по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, но не забывает о своём призвании - руководит художественной студией при Курском политуправлении и "Окнами РОСТА" в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище Дейнека Александр Александрович
Cлайд 17
« Оборона Севастополя» 1942г. Дейнека Александр Александрович (1899-1969) В феврале 1942 года Дейнека вместе со своим другом художником Г. Г. Нисским ездил в район боевых действий под Юхнов. По возвращении он побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. Работу над картиной Дейнека начал в конце февраля 1942 года, а закончил к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину» Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Cлайд 18
Айвазовский Иван Константинович Родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского предпринимателя. Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился у М.Н.Воробьева в пейзажном классе. Будучи живописцем Главного морского штаба Айвазовский принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года http://www.bibliotekar.ru/rusAyvaz/
Cлайд 19
И. К. Айвазовский «Бой в Хиосском проливе» 1848г. Событиям русско-турецкой войны (1768-1774) посвящены две парные картины «Бой в Хиосском проливе» и «Чесменский бой». 27 июня 1770 года русский флагманский корабль адмирала Г. А. Спиридова (1737-1790) «Евстафий» взял на абордаж и поджег флагманский турецкий корабль «Реал-Мустафа». Оставшись без руководства, турецкие моряки в панике отступили в Чесменскую бухту, где были заблокированы, а затем уничтожены русским флотом. Как художник-романтик, Айвазовский стремился передать «музыку боя», атмосферу, настроение, а не военный протокольный отчет о сражении. В данном случае пафос картины созвучен с донесением, отправленным в столицу « турецкий флот разбили, в пепел обратили, по ветру пустили, а сами стали быть на всем архипелаге господствующими» Холст, масло Феодосия, Россия Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского http://gallery.crimea.ua/ru/
Cлайд 20
Верне Эмиль - Жан - Орас 30.06.1789 г. - 17.01.1863 г. Французский исторический живописец и баталист. Сын и ученик художника Карла Верне и внук художника Клода Жозефа Верне. В семье Верне рисовали все — дед, отец, дядя. Учился рисовать у своего отца. Сделал блестящую карьеру художника и дипломата. Был директором Французской академии в Риме . В 1836 году приезжал с дипломатическими поручениями в Россию. Николай I пожаловал ему орден Александра Невского с бриллиантами и русское потомственное дворянство. Орасу Верне были заказаны четыре картины на тему из событий русско-турецкой войны. http://www.artfrance.ru/art/v/verneo/main.htm
Cлайд 21
Картина посвящена победе Франции в 1813 году над немецким государством Ханау. Эта сцена изображает Австро-Баварскую кавалерийскую атаку на Французскую гвардейскую кавалерию. http://en.wikipedia.org/wiki/Battle_of_Hanau Национальная галерея. Лондон. Англия Орас Верне «Битва под Ханау»