«Иероглиф» греческого происхождения «Hieros» —«священный» «Glipho» — «вырезаю», «врезаю» «Cвященные письмена, вырезанные на камне»
Cлайд 3
Обелиск, покрытый иероглифами. Храм Амона-Ра в Луксоре. XIII в. до н. э. Интерьер гробницы египетских зубоврачевателей. Древний Египет. V династия. 2.000 лет до н. э. Иероглифы «клык» и «глаз» внизу справа Письменность в Египте возникла примерно к началу I династии (т.е., во второй половине IV тысячелетия до н.э.) и не изменялась несколько тысячелетий.
Cлайд 4
Египетские иероглифы с картушами имени Рамсеса II в храме г. Луксор (период Новое царство)
Cлайд 5
Первоначальная стадия письменности - пиктографическое (рисуночное) письмо петроглифы
Cлайд 6
Следующим шагом было создание идеографического (смыслового) письма. Далее появляются звуковые знаки, «алфавитные».
Cлайд 7
Египтяне писали по методу ребуса, соединяя в письме звуковые и идеографические знаки. Египетские иероглифы на сосуде. Лувр Система египетской письменности, построена на игнорировании гласных. То есть гласные не прописывали, но при чтении учитывали.
Cлайд 8
Принцип чтения иероглифов: 1) Обычно читаются справа налево; 2) сверху вниз (никогда не читались снизу вверх); 3) изображения людей, животных, птиц, всегда повернуты лицом к началу строки; 4) в строке верхний знак имеет первенство перед нижним.
Cлайд 9
Иератическое письмо - от греческого слова «иератикос» — «жреческий». Употреблялся в священных текстах. Демотическое письмо. от греческого «демос» — «народ»). Применяли в деловой и бытовой переписке. В Египте, помимо иероглифической письменности, существовало еще с два способа записи: Фрагмент папируса, 12 век до н. э. Договор 6 веку до н.э. — написан на папирусе
Cлайд 10
Василий Григорьевич Барский (1701—1747) – русский путешественник, побывал в Египте в 1727 и 1730 гг. Египетский обелиск, известный под названием «Игла Клеопатры», был возведен в Гелиополе по приказу Тутмоса III. Интерес европейских путешественников к египетским древностям
Cлайд 11
Известковая плита, найдена в гробнице Рамзеса II (1279- 1213 гг. до н.э.) в Абидосе, с именами семи египетских царей, каждое из которых заключено в картуш: (слева направо) Аменхотеп II Тутмос IV Аменхотеп III Хоремхеб Рамзес I Сети I Рамзес II. Картуш - овальная рамка, в которую включена группа иероглифов
Cлайд 12
Cлайд 13
«Розеттский камень» Хранится в Британском музее, Лондон. 196 год до н. э. В 1799 г. В г. Рашид (недалеко от Александрии) был обнаружен «Розеттский камень». Именно с него началась успешная расшифровка египетских иероглифов.
Жан Франсуа Шампольон (1790—1832) - французский ученый-лингвист. Сумел правильно осмыслить и блестяще разрешить сложнейшую научную проблему по расшифровке иероглифов. Изучал коптский язык, который был очень похож на язык древних египтян.
Cлайд 17
Храм на острове Филе. Асуан, Египет. В результате анализа имен «Птолемей» и «Клеопатра» Шампольон точно определил буквенные значения двенадцати иероглифических знаков.
Cлайд 18
В 1822 г. расшифровал слово «Рамзес» —имя великого фараона XIII века до н. э. Продолжая работу увидел имя «Тутмос». Теперь он мог прочитать не только имена правителей Египта, известных из греческих источников, но и имена тех древних фараонов, которые правили в эпохи, отделенные тысячелетиями. «Рамзес» «Тутмос»
Cлайд 19
Иероглиф, обозначающий бога Анубиса, имеет значение «ведающий тайнами». Шампольон установил, что имена богов могли передаваться и изображениями их символов.
Cлайд 20
27 сентября 1822 года, родилась новая наука — египтология. Важнейшим итогом стало составление полного алфавита иероглифических знаков (включая и многочисленные омофоны).