Презентация театр и актеры http://prezentacija.biz/
Cлайд 2
Античный театр. -Античный театр -театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, и некотрых стран ближнего Востока. -История Античного театра охватывает почти целое тысячелетие. -Театр был трибуной для широкого распространения новых мыслей.
Cлайд 3
Древнегреческий театр. -Древнегреческий театр был учреждение общественным, содержавшимся государством. -Профессии драматурга и актера считались почетными. Актерами могли быть только мужчины. -Маска была символом театра.
Cлайд 4
-Первое важное правило : разделение на актеров и зрителей. -Затем люди поняли, что театральное действо может играть важную общественную роль.
Cлайд 5
-Первым трагическим поэтом был Фестид 11. -534г. до н. э. принято считать рождением мирового театра. -Творчество Эсхила: он ввёл в трагедии второго актера. -Расцвет античной комедии связан с творчеством Аристофана.
Cлайд 6
Cлайд 7
Отличие Древнегреческого театра. -Не было постоянных трупп. -Своеобразное устройство самого театра. Театр в Эпидавре:
Cлайд 8
Cлайд 9
Римский театр. -Развитие Римского театра- середина 3в. до н.э. -Виды представлений: примитивные зрелища( сатуры), ателланы, мим. -В эпоху Республики- появление литературной драмы в римском театре. ( Ливий Андроник, Гней Невий- одни из популярных авторов) .
Cлайд 10
Cлайд 11
Средневековье. -Театра не было , как особого искусства. -Выступления в цирках, публичные казни, жонглеры, Богослужение, затем исполнение стихов поэтов - зрелища того времени.
Cлайд 12
Средневековые артисты: Пение ваганов на городских площадях. Церковные представления. Некоторое время спустя, театра выходит из под власти церкви. Мистерии- главная форма средневекового театра .
Cлайд 13
Театр эпохи возрождения. -В Италии было положено начало театральному искусству нового времени. -В Англии театр возрождения достиг своей вершины.Уильям Шекспир и его окружение -, оправдали громкое название театра.
Cлайд 14
Cлайд 15
-Философские беседы на открытом воздухе: Воссоздание в современном Риме театрального представления по античному римскому образцу. -Комедии Плавта.
Cлайд 16
Триссино Джанджорд:
Cлайд 17
Cлайд 18
Актерское искусство (XVIII-XIXвв.) Школьный театр. -Декламация -Движение(поза, жест, мимика) -Актер-носитель общих черт
Cлайд 19
Cлайд 20
Труппы “охотников” -Любительские труппы -Основа для профессионального русского театра
-Публика диктует вкусы и пристрастия -От актеров требовалось: 1)выдвижение на первый план актера 2)индивидуальность актера 3)внимание к чувствам героя -От зрителей требовалось: 1)сострадательность 2)эмоциональные эффекты
Cлайд 28
Петербург -ориентир на маски и сценическое амплуа -залог успеха- органика сочетания классических амплуа и острохарактерной типичности Петербург и Москва Москва -ориентир на стихию чувств и эмоций -укоренились идеи сентиментализма
Cлайд 29
Рубеж XIX-XX вв. Преображение театрального искусства в России
Cлайд 30
В истории русской театральной культуры рубеж XIX-XX веков является глубоко содержательным и сложным периодом. Невероятная концентрация общественно-политических событий и конфликтов влияет на напряженность и противоречивость художественных процессов. Русское театральное искусство вступает в период величайшего преображения, воплотившегося во множественности художественных исканий и достижений. Переходный, кризисный характер искусства рубежа веков проявляется в самых разных аспектах художественного творчества. Один из наиболее существенных из них-острота идейной и эстетической борьбы, резкое углубление разногласий во взглядах на театр и его назначение. Быстрая смена художественных ориентиров характерна для самого типа переходной эпохи. -Эпоха создания методик воспитания актера-творца, актера-мастера, актера-комедианта.
Cлайд 31
«Актер есть пластический художник. Актером родиться нельзя, точно так же, как нельзя родиться скрипачом, оперным певцом, живописцем, скульптором,драматическим писателем; родятся люди с теми или другими способностями, с тем или другим призванием, а остальное дается артистическим воспитанием, упорным трудом, строгой выработкой техники. » А.Н.Островский
Cлайд 32
-Тенденция движения к “правде” -Осознание необходимости теоретической базы актерского мастерства -Драматический вкус -Актер формирует театральную публику
Cлайд 33
А.И.Куприн « Как я был актером»
Cлайд 34
А.И Куприн “Как я был актером”(1906г.) «Наплевать. Сойдет. Пойду по суфлеру. Не впервой. Публика все равно ничего не понимает. Публика-дура.». Когда его поправляли, он рявкал: «Плевать. Ерунда. Стану я мозги засаривать!» Если ему попадался трудный оборот или несколько иностранных слов подряд, он просто ставил у себя в тетрадке Z и произносил: «Вымарываю». Если публика-дура, как говорит Тимофеев-Сумской, значит, следует искать причину дурости в актерах, ведь они дирижируют драматическим вкусом зрителя.
Cлайд 35
В дополнительной записке о театральных школах Островский пишет:«Драматическое искусство как наука не существует. Школы только подготовляют артистов для сцены, а актером делают артиста: талант, изящный вкус, энергия, практика и хорошие сценические предания». К записке он приложил составленную им программу подготовительных курсов.
Cлайд 36
Cлайд 37
Василий Осипович Топорков Василий Осипович Топорков (1889—1970) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР(1948). Лауреат двух Сталинских премий первой степени.
Cлайд 38
О В.Н. Давыдове Наиболее приоритетным педагогом Императорской театральной школы в петербурге был знаменитый артист Александринского театра В.Н. Давыдов. Это был седовласый патриарх школы, ее неприкасаемый авторитет. На уроках была образцовая дисциплина. Давыдов собирал вокруг себя молодежь, рассказывал о великих актерах, о великом итальянском трагике Томмазо Сальвини, которого ценил и очень искусно изображал. Затем переходил к пьесе, говорил каждому о том, что не удается, что удается, о каждой роли отдельно. Однако ученики, выходя на сцену, вдруг терялись, все ранее понятное становилось невыполнимым. Играли скучно, сыро, монотонно читая текст. Давыдов засыпал под такую читку, либо негодовал, после чего сам выходил на сцену, играл все за всех и довольный вновь шел на свое место в зал. “Успокоенный собственным успехом, он приходил в прекрасное настроение, заканчивал урок веселыми рассказами и показом фокусов, которые делал замечательно.”
Cлайд 39
Cлайд 40
-Степан Иванович, я сегодня совсем не в настроении. Я не могу вызвать в себе никаких чувств... -Это меня не касается,-отвечал он. - Чувства должны быть... Читайте это стихотворение, заливаясь слезами. -Но у меня их нет! -Возьмите напрокат у Волкова-Семенова.( так называлась театральная библиотека, дававшая напрокат пьесы). Ст. Яковлев считал, что у актера должен быть темперамент, должны быть чувства, а если их нет в данный момент, то они должны появиться от того, что актер постарается себя накачать ими, повторяя снова и снова неудавшийся монолог, сцену или стихотворение. Он даже применял особый вид воздействия на актера-подбадривающее топанье ногой по полу во время репетиции, чтобы не прерывать исполнения, в то время как было бы правильнее остановить актера, «рвущего в клочки страсть», успокоить и повести его по линии мысли, видений и других элементов сценической техники.
Cлайд 41
А.А.Санин А.П.Петровский Ю.М.Юрьев
Cлайд 42
Работа актера с К.С.Станиславским
Cлайд 43
«Чудачества» Станиславского, как и все слишком смелое по новизне , ломающее старые театральные традиции, вызвали резкий отпор со стороны корифеев Александринского театра.
Cлайд 44
УНИЧТОЖЕНИЕ НАРОСШИХ ШТАМПОВ Станиславский старался выбить из актера амплуа и заставить его жить своим героем. Дышать как герой, мыслить как герой, знать повседневность героя, чем он живет, о чем его заботы. Он требовал знания жизни своего героя в самых мельчайших подробностях. Удивительно, что зачастую, начиная работать над той или иной сценой, Станиславский запрещал актерам учить текст. Он старался погрузить их в условия, в которых находились герои пьесы, заставить их действовать максимально естественно, чтобы уже затем наложить на действие слова драматурга. Игра артиста должна не развлекать зрителя, а западать глубоко в его душу. Зритель должен быть заинтересован развитием логики борьбы, судьбой героя, боясь не только аплодировать, но и сделать малейшее движение, которое помешало бы ему рассмотреть все тонкости поведения героя.
Cлайд 45
ОРГАНИКА Самое страшное для актера-возненавидеть роль. Когда он не может найти в себе необходимое для выражения образа, он впадает в пагубные для игры состояния, становится на ложный путь, с которого потом сложно уйти и вернуться к началу. Роль не может быть прочитана и прочувствована актером дважды, каждый раз она имеет иное звучание. Когда актер стремится зафиксировать тон, тембр, мимику и жесты, образ от него уходит, на что моментально реагирует публика. Публика-не дура, как считал Тимофеев-Сумской у Куприна, она быстро распознает фальшь и театральность. Зритель должен выйти из зала обогащенным .
Cлайд 46
ВНЕШНЯЯ ХАРАКТЕРНОСТЬ Она является дополнением, завершающим работу актера. Преждевременная забота о ней уводит актера в сторону копирования и может оказаться тормозом на пути освоения живой, органической ткани поведения.
Cлайд 47
АМПЛУА Амплуа в классическом понимании-это определенный род ролей, соответствующий внешним и внутренним данным актера. Осознание амплуа как эстетической категории театра произошло в начале ХХ в. Противником театральных амплуа выступил МХТ. К.С. Станиславский, а за ним М.А.Чехов видели в амплуа театральные штампы и рутинёрство, препятствие для развития актёрской индивидуальности. Среди сторонников системы амплуа, осознающей её как собственно театральный способ классификации человеческих типов, были Вс.Э.Мейерхольд,Н..Н.Евреинов,А.Р.Кугель и др. В 1922году Вс.Мейерхольд,В..Бебутов и И.Аксенов сделали попытку создать вневременную, «вечную» таблицу из семнадцати пар мужских и женских амплуа, с помощью которых возможно охватить весь корпус драматической литературы от античности до современности.
Cлайд 48
Cлайд 49
Cлайд 50
Cлайд 51
Удивительно, как освещённая рамка портала выделяет и увеличивает недостатки и всё смешное в человеке. Актёр, вставши перед рампой, рассматривается в лупу, которая увеличивает во много раз то, что в жизни проходит незаметно. Это надо помнить. К этому надо быть готовым. К.С. Станиславский
Cлайд 52
Вдохновители Гликерия Николаевна Федотова (1846—1925) Огромный талант, сама артистичность, превосходная истолковательница духовной сущности пьес, создательница внутреннего склада и рисунка своих ролей. Она была мастером художественной формы воплощения и блестящим виртуозом в области актёрской техники.
Cлайд 53
Томмазо Сальвини (1829 - 1915) Великий итальянский актёр так называемой «школы переживания» Искусство Томмазо Сальвини считается высшим достижением итальянского и, более того, всего западноевропейского театра XIX века. Романтическую приподнятость, страстность и героический пафос Сальвини сочетал с глубоким психологизмом, его искусству был присущ скорее реализм. Неудивительно, что К. С. Станиславский высоко оценил Сальвини.
Cлайд 54
Знаменитая встреча
Cлайд 55
Здание МХТ в Камергерском переулке, 1900 год.
Cлайд 56
Всеволод Мейерхольд Мария Лилина
Cлайд 57
Василий Качалов Ольга Книппер Иван Москвин
Cлайд 58
Из протокола: «Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты» «Сегодня — Гамлет, завтра — статист, но и в качестве статиста он должен быть артистом...» «Поэт, артист, художник, портной, рабочий — служат одной цели, поставленной поэтом в основу пьесы». «Вское нарушение творческой жизни театра — преступление». «Опаздывание, лень, каприз, истерия, дурной характер, незнание роли, необходимость дважды повторять одно и то же — одинаково вредны для дела и должны быть искореняемы».
Cлайд 59
На пути к «системе» Как обнажить на сцене души актёров настолько, чтобы зрители могли видеть их и понимать то, что в них происходит? Трудная сценическая задача! Её не выполнишь ни жестами, ни игрой рук и ног, ни актёрскими приёмами представлений. Нужны какие-то невидимые излучения творческой воли и чувства, нужны глаза, мимика, едва уловимая интонация голоса, психологические паузы. Кроме того, надо устранить всё то, что мешает тысячной толпе воспринимать внутреннюю суть переживаемых ими чувств и мыслей. “В злом ищи, где он добрый..” Режиссёрская помощь Магическое становиться Творческое самочувствие
Cлайд 60
“Система” не “поваренная книга”: понадобилось такое-то блюдо, посмотрел оглавление, открыл страницу – и готово. Нет. Это целая культура, на которой надо расти… К.С.Станиславский
Cлайд 61
1. Действие, роль, место и значение действия в искусстве театра. Психофизическая природа действия. Действие и вопросы мастерства актера Вдохновение является лишь по праздникам. Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь, которым владел бы актер, а не такой, который владел бы актером, как это делает путь чувства. Таким путем, которым может легче всего овладеть актер и который он может зафиксировать, является линия физических действий. Когда эти физические действия ясно определяются, актеру останется только физически выполнять их. (Заметьте, я говорю – физически выполнять, а не пережить, потому что при правильном физическом действии переживание родится само собой. Если же идти обратным путем и начать думать о чувстве и выжимать его из себя, то сейчас же случится вывих от насилия, переживание превратится в актерское, а действие выродится в наигрыш.) Такая партитура, или линия, по которой вам следует идти, должна быть проста. Этого мало, она должна удивлять вас своей простотой. Сложная психологическая линия со всеми тонкостями и нюансами вас только запутает. У меня есть эта простейшая линия физических и элементарно-психологических задач и действий. Для того чтобы не запугивать чувства, будем эту линию называть схемой физических задач и действий Каждое физическое действие должно быть активным действием, ведущим к достижению какой-либо цели, точно так же, как и каждая фраза, произнесенная на сцене: “Да не будет слово твое пусто и молчание твое бессловесно” Чем трагичнее место, тем больше оно нуждается в физической, а не психологической задаче. Почему? Потому что трагическое место трудно, а когда актеру трудно, он легче сходит с рельс и идет по линии наименьшего сопротивления, то есть переходит на штамп. Психологическая задача разлетается, как дым, тогда как физическая задача материальна, ощутима, ее легче зафиксировать, легче найти, вспомнить в критический момент Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям. Нужно так занять свое внимание на сцене, чтобы не давать ему засасываться в зрительный зал. Актеру должно быть некогда отвлекаться и бояться. Наша техника в том, чтобы заинтересовать себя ролью в публичном одиночестве
Cлайд 62
2. Слово. Словесное действие. Речь на сцене Говорить – значит действовать. Эту-то активность дает нам задача внедрять в других свои видения. Неважно, увидит другой или нет. Об этом позаботятся матушка-природа и батюшка-подсознание. Ваше дело – хотеть внедрять, а хотения порождают действия Мысль нужно говорить целиком, а убедительно ли она прозвучала или нет, об этом может судить только ваш партнер. Вот вы по его глазам, по их выражению и проверяйте, добились ли вы какого-нибудь результата или нет. Если нет, изобретайте тут же другие способы, пускайте в ход другие виденья, другие краски. Судья того, что я делаю на сцене правильно или неправильно, – только партнер. Сам я не могу судить об этом. А главное, работая над ролью, развивайте эти виденья в себе Прошу всех обратить внимание, что в жизни, когда мы слушаем своего собеседника, в нас самих в ответ на все, что нам говорят, всегда идет такой внутренний монолог по отношению к тому, что мы слышим. Актеры же очень часто думают, что слушать партнера на сцене – это значит уставиться на него глазами и ни о чем в это время не думать. Сколько актеров “отдыхают” во время большого монолога партнера по сцене и оживляются к последним словам его, в то время как в жизни мы ведем всегда внутри себя диалог с тем, кого слушаем Заставить партнера видеть все вашими глазами – вот основа речевой техники
Cлайд 63
3. Роль и место техники в искусстве актера. В чем заключается мастерство актера. О технике работы над ролью У нашей артистической природы существуют свои творческие законы. Они обязательны для всех людей, всех стран, времен и народов. Сущность этих законов должна быть постигнута. Она должна быть положена в основу школьной программы и изучена во всех подробностях. Это единственный путь для создания мастеров искусства. Все великие артисты, сами того не подозревая, подсознательно шли в своем творчестве этим путем. Скажут, что такой путь труден. Нет, гораздо труднее насиловать свою природу. Несравненно легче следовать естественным ее требованиям Сознание часто дает направление, в котором подсознательная деятельность должна работать. Этим свойством природы мы широко пользуемся в нашей психотехнике. Оно дает возможность выполнять одну из главных основ нашего направления искусства: через сознательную психотехнику создавать подсознательное творчество артиста Уходя из жизни, я хочу передать вам основы этой техники. Их нельзя передать ни на словах, ни в письменном изложении. Они должны быть изучены в практической работе. Если мы добьемся хороших результатов и вы поймете эту технику, то будете распространять и непременно развивать ее дальше
Cлайд 64
Наши глубокие душевные тайники только тогда широко раскрываются, когда внутренние и внешние переживания артиста протекают по всем установленным для них законам, когда нет абсолютно никаких насилий, никаких отклонений от нормы, когда нет штампов, условностей и проч. Словом, когда все правда, до пределов распро-ультранатуральности. К.С. Станиславский. Статьи, речи, беседы, письма.
Cлайд 65
Работа актёра над ролью 1. О последовательности (порядке) в работе над ролью 2. Об анализе пьесы и роли 3. Сверхзадача роли; логика действия; сквозное действие; линия действия; “действенный стержень” роли 4. О практическом содержании репетиций 5. Об образе. О характерности. О гриме и костюме
Cлайд 66
… искусство казалось мне то лёгким, то трудным, то восхитительным, то нестерпимым, то радостным, то мучительным. И я не ошибался тогда. Нет большей радости, как быть у себя дома на сцене, и нет ничего хуже, как быть гостем на ней. Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне себя пребывающее. И по настоящее время эти противоречия то радуют, то терзают меня. К. С. Станиславский