Леонардо да Винчи. «Автопортрет» (около 1510-1513). Библиотека, Турин.
Cлайд 3
Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи(Leonardo da Vinci) (15 апреля 1452,Винчи близ Флоренции-2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция.),итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер.
Cлайд 4
Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения.
Cлайд 5
В росписи «Тайная вечеря» высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». 1495-1497 годы. Живопись на стене трапезной в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие, Милан.
Cлайд 6
Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы («Джоконда», около 1503).
Cлайд 7
Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, около 7 тысяч листов).
Cлайд 8
Леонардо родился в семье богатого нотариуса. Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах. Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. Андреа Верроккио. Мадонна с младенцем. 1470-1475 годы. Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
Cлайд 9
В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо(сверху), после 1470, «Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна Бенуа»(снизу), около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой.
Cлайд 10
В «Поклонении волхвов» (1481-82, не закончена; подмалевок — в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции. Леонардо да Винчи. Этюды женских голов для утраченной «Стоящей Леды» (около 1509). Виндзор, Королевская библиотека.
Cлайд 11
Леонардо да Винчи. Этюд «Женские руки и карикатурный набросок мужской головы» (серебряный карандаш и белила на грунтованной бумаге). Королевская библиотека, Виндзор. Этюд был написан в 1490-х годах и является наброском для «Портрета Джиневры деи Бенчи»(снизу), хранящегося в Вашингтонской национальной галерее.
Cлайд 12
На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств. Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам.
Cлайд 13
На этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В «Мадонне в скалах» (1483-94, Лувр; второй вариант — 1487-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень («сфумато») предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане.