Умозрение в красках Выполнила: Хваткова Татьяна, ученица 6 класса «а»
Cлайд 2
Проблема исследования: почему древнерусские живописцы не изображали мир таким, каким его видели.
Cлайд 3
Цель исследования: определить, как изображались сюжеты икон в Древней Руси.
Cлайд 4
Задачи: - определить цвет в иконописи, - изучить способы изображения, - изучить художественную форму в иконописи.
Cлайд 5
Странные застывшие лица, вернее, лики с выразительными глазами, иногда осуждающе, сурово смотрят с икон. Непонятные сюжеты. Непривычные приемы изображения. Bсe это отпугивает.
Cлайд 6
Гипотеза: древнерусская живопись имеет свои законы времени, пространства, движения.
Cлайд 7
Белый цвет олицетворял нравственную чистоту и святость. Не случайно Христос и ангелы изображались в белых одеждах.
Cлайд 8
Чистое небо, как известно, голубого цвета. По религиозным представлениям, небо - место обитания Бога и ангелов. Потому именно голубое - символ небесного, божественного мира.
Cлайд 9
В древности в русском языке слово «красный» к названию цвета не имело отношения. Красные, в нашем понимании, цвета имели другие названия – «червленый», «багряный». Они символизировали жизнь (цвет огня) и мученичество (цвет крови Христа).
Cлайд 10
Одним из любимейших цветов в древнерусской живописи был золотой. Золотом заполняли фоны икон и мозаик, окрашивали нимбы святых. Золотые линии (ассист) пронизывали одежды Христа, Богоматери. Сусальным золотом покрывали купола церквей. Золотой цвет считался божественным. Это был даже не цвет, а свет, исходивший от Бога и заполняющий весь мир. Может быть, поэтому предметы в древнерусской живописи никогда не отбрасывают теней?
Cлайд 11
Один из основных принципов линейной перспективы таков: параллельные прямые, уходящие вдаль, пересекутся в одной точке на линии горизонта.
Cлайд 12
В средневековой живописи все наоборот. Параллельные прямые не только не сближаются по мере удаления от зрителя, а, наоборот, расходятся. Ученые назвали это явление «обратной перспективой». Средневековый художник словно пытался увидеть предмет не с одной, а с нескольких точек зрения.
Cлайд 13
Живопись тех времен не стремится к передаче привычного для нас трехмерного пространства. Ее персонажи кажутся помещенными в плоскую среду, где нет ни глубины, ни линии горизонта, ни теней, отбрасываемых предметами. Не пытался древний мастер передать и объемность изображаемых предметов, чего добивались европейские живописцы, начиная с эпохи Возрождения. Объем в живописи, как правило, создается при помощи светотени: выступающие вперед части предмета делаются светлее, западающие - темнее. На иконах только лики святых чуть-чуть тронуты светотенью, в основном же изображение остается плоским.
Cлайд 14
Необычна передача средневековым живописцем не только пространства и объема, но и времени. Известно, что живопись - искусство застывшего мгновения. Однако в средние века художники, по-видимому, так не считали и могли изображать на одной иконе два или даже три события, как в кино, развертывая их по времени
Cлайд 15
На известной иконе «Преображение» Христос и его ученики обычно изображаются трижды: сначала они поднимаются на гору Фавор; затем, взойдя на нее, Христос преображается, и пораженные апостолы падают ниц; и, наконец, они вместе сходят с горы.
Cлайд 16
За редким исключением средневековая живопись статична. На иконах и фресках застывшие фигуры, лишенные какого-либо движения. Но иначе и быть не могло, ведь изображенные святые чаще всего пребывают в состоянии религиозного самоуглубления, мистического созерцания. Общение с Богом не терпит суеты и непоседливости, присущих движению. Поэтому и кажутся святые на иконе мертвенно застывшими.
Cлайд 17
Средневековая живопись допускала некоторые условности, не типичные для искусства нового времени. Например, наиболее значимые персонажи - Христос, Богоматерь - всегда изображались крупно, независимо от их местоположения, на переднем плане композиции или в глубине. Эта традиция известна со времен египетских фараонов.
Cлайд 18
Кто может с уверенностью сказать, глядя на эту икону, что за дерево или здание на ней изображено? Только из текста Библии мы узнаем, что дерево это - дуб, а здание, по всей видимости, жилище Авраама. Другими словами, элементы пейзажа носят условный характер. Это скорее некие знаки, которые указывают, где и при каких обстоятельствах происходило данное событие Священного писания.
Cлайд 19
Чудо Георгия о змие. XIV в. Чудо Георгия о змие. XV в
Cлайд 20
Вывод Средневековая живопись глубоко религиозна по своему характеру. Она изображала не мир земной, «дольний», а мир божественный, «горний», где господствуют свои законы времени, пространства, движения. Этот мир наполнен сложными, многозначными символами. Многое в нем условно, т. е. понятно лишь для посвященных.