Что же это за предмет и что нам дает его изучение? МХК предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры (изобразительному искусству, музыке, литературе, театру), которая определяется как способ и продукт художественной деятельности людей. Цель этого курса — ввести в мир художественной культуры, научить ориентироваться в нем, развить эстетический вкус.
Cлайд 2
ВИДЫ ИСКУССТВА
Cлайд 3
Cлайд 4
Cлайд 5
Cлайд 6
Что же мы понимаем под словом «культура»? Первоначально латинское слово «культура» означало «возделывание земли». В романских языках термин «культура» употребляется в близких значениях: воспитание, образование, развитие, совершенствование. Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.
Cлайд 7
Культуру подразделяют на
Cлайд 8
Что же дает нам изучение МХК? Изучая МХК, мы начинаем понимать, что искусство занимается вечными проблемами человечества. Мы получаем возможность вести диалог с партнерами любой эпохи. Путешествуя в глубь веков, мы расширяем наш кругозор, наш внутренний мир. Это дает нам гармонию, которая так необходима человеку. Изучая древние цивилизации, мы понимаем закономерности развития культуры современной.
Cлайд 9
Оценочная система контроля знаний по МХК Тесты Зачеты Контрольные работы Слайд-тесты Эссе Доклады
Cлайд 10
Древние цивилизации Первые художники Земли
Cлайд 11
Цель урока: изучение первобытного искусства.
Cлайд 12
Периодизация основных этапов развития первобытной культуры: Каменный век ( 40-4 тыс. лет до н.э.) Палеолит - (40- 12 тыс. лет до н. э.) Мезолит - (12 - 8 тыс. лет до н.э.) Неолит - (10 - 4 тыс. лет до н.э.) 2. Бронзовый и железный век - (3 - 1 тыс. лет до н. э. )
Cлайд 13
Изобразительное искусство первобытности
Cлайд 14
Существовало ли первобытное искусство? В 1879 г. археолог-любитель, испанский дворянин дон Марселино де Саутуола решил заняться раскопками в пещере Альтамира Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь Марию. Зайдя в глубь пещеры, девочка увидела на потолке изображения бизонов, расписанных в причудливых позах.
Cлайд 15
Она позвала отца. Саутуола был поражен этим открытием, которое, однако, не принесло ему счастья. Изображения животных были столь совершенны, что другие ученые не поверили, что их сделал первобытный художник, и обвинили Саутуолу в обмане. И только новые открытия произведений искусства первобытного человека, сделанные уже после смерти Саутуолы, подтвердили подлинность росписей Альтамиры.
Cлайд 16
Бизоны. Наскальная живопись пещеры Альтамира Испания 15 000 - 10 000 до н.э. Испания, Кантабрия
Cлайд 17
Коза. Наскальная живопись пещеры Альтамира Испания 15 000 - 10 000 до н.э. Испания, Кантабрия
Cлайд 18
Синкретичный характер ИЗО первобытности – не выделялись и не различались его основные виды- музыка, театр, ИЗО, танец.
Cлайд 19
Чем же рисовали первобытные художники? Видимо, основным художественным инструментом были кисточка из шерсти, палка или просто палец. В рисунках старались передать главное. Все несущественное отметалось, а характерное, наоборот, преувеличивалось и обобщалось. Получался «всем бизонам бизон». Животные изображались толстыми, мясистыми, чтобы охота была удачной.
Cлайд 20
Макароны – волнистые и прямые параллельные линии на стенах пещер. Наиболее распространенным сюжетом первых рисунков являются - одиночные изображения крупных животных: лошадей, львов, носорогов, оленей. Нередко рисунки были выполнены в натуральную величину и демонстрировали великолепное знание особенностей строения тела и повадок животного.
Cлайд 21
Краску для живописи получали из природных красителей, растирая минералы и растения. Вот как описывает цветовую гамму первобытных художников Алан Маршал в рассказе «В пещере» «Рисунки были выполнены в красных, коричневых, желтых тонах, а также краской пурпурного оттенка. Краской служили размельченные куски охры. Белая краска, встречавшаяся во многих рисунках, приготовлялась из белой глины или истолченного известняка. Черную краску, которую делали из древесного угля, употребляли довольно редко. Наиболее часто охотники прибегали к темно-коричневым и желтым тонам. На этих рисунках люди фигурировали редко. Чаще всего были изображены животные... Вся поверхность скалы окрашена охрой разных оттенков. Если прищурить глаза, казалось, что видишь огромный причудливый узор, исполненный всеми цветами земли»
Cлайд 22
Реализм искусства первобытного человека (в этоху палеолита) проявился в точности и лаконичности рисунков, в умении немногими штрихами передать характерные черты внешнего облика и поведения животных. Художник отбирал в природе самое важное, но не соблюдал пропорций между величиной отдельных животных
Cлайд 23
Наскальная живопись пещеры Альтамира Испания 15 000 - 10 000 до н.э. Испания, Кантабрия
Cлайд 24
В эпохи Мезолита и неолита - преобладают схематичные многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения приобретают - условный характер.
Cлайд 25
Cлайд 26
Терминологический ликбез Тотемизм — вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных предметов. В качестве тотемов чаще всего выступали животные (реже растения или другие предметы). Каждое племя имело своего «животного-родственника» и считало его своим защитником и покровителем.
Cлайд 27
Люди сочиняли рассказы об этих животных. Так родились первые тотемические мифы, которые составляли священную историю рода и давали представления о мире. С тотемической мифологией тесно связаны обряды. Совершая обряд, первобытные люди «колдовали». Например, они верили, что если рассыпать блестящие камушки, произнести заклинания и исполнить обрядовый танец, то обязательно пойдет дождь.
Cлайд 28
Из каких источников ученые узнают о первобытной культуре? Археология — наука о древности, которая изучает прошлое на основании материальных остатков деятельности человека: жилища, орудий труда, пищи. Этнография — наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, так называемое традиционное искусство.
Cлайд 29
Особая область первобытного изобразительного искусства — орнамент. В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубчиков, спиралей, которыми покрывали орудия. Но наибольшего развития орнамент получил в эпоху неолита с появлением гончарного производства. Глиняная посуда украшалась разнообразным геометрическим узором. Создавая орнамент по образцу и подобию природы, человек стремился к познанию природных знаков.
Cлайд 30
Сосуд колоколообразной формы Испания 3000 до н.э. Испания, Кордова
Cлайд 31
Женская фигурка из терракоты, найденная в Чернаводы Румыния 5000 до н.э. Румыния, Бухарест, Музей истории
Cлайд 32
Виллендорфская Венера Австрия 25 000 - 20 000 до н. э.
Cлайд 33
Архитектура В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты (от греч. большой и камень). Письменных свидетельств о назначении мегалитических сооружений не сохранилось, и ученые пришли к выводу, что их использовали для религиозно-культовых церемоний и как обсерватории. Эти сооружения обычно связывают с культом почитания предков огня или солнца.
Cлайд 34
Cлайд 35
1. Менгиры — вертикально поставленные камни, различной величины, стоящие отдельно или образующие длинные аллеи. Размеры менгиров колеблются от 1 до 20 м. Менгиры бывают и едва отесанными камнями, и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они, как правило, не были связаны с погребениями и выполняли самостоятельную функцию (например, обозначали место про ведения каких-либо ритуалов)
Cлайд 36
Менгир в Карнаке Франция 5000 до н.э. Бретань, Франция
Cлайд 37
2. Дольмены — это сооружение из двух вертикально поставленных необработанных камней, перекрытых третьим. В конструкции этих сооружений уже присутствуют несущие и несомые части. Наиболее совершенный вид дольмена представляет собой четыре хорошо отесанные вертикальные плиты, образующие в плане четырехугольник и перекрытые горизонтальной плитой. Видимо, эти сооружения служили обозначением места захоронения или алтарем.
Cлайд 38
Cлайд 39
3. Кромлехи — каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это наиболее сложные мегалитические сооружения. Иногда кромлехи окружали курганную насыпь, иногда существовали самостоятельно и состояли из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный из кромлехов находится в Англии, около Стоунхенджа (от англ. камень, ров).
Cлайд 40
Стоунхендж Великобритания 3100 до н. э. Великобритания, Солсбери
Cлайд 41
СтоунхенджВид сверху Великобрита-ния 3100 до н. э. Великобрита-ния, Солсбери
Cлайд 42
Театр, музыка и танец первобытности.
Cлайд 43
Подведение итогов урока 1) Что такое культура? 2) Назовите основные периоды развития первобытной культуры? 3) В чем и как проявился синкретичный характер первобытной культуры? 4)Сюжетом первых рисунков были? 5)Какой характер носили рисунки палеолита?
Cлайд 44
Подведение итогов урока 6)Когда изображения приобрели условный характер? 7) Что такое мегалиты? 8) назовите основные виды мегалитов? 9) Самый знаменитый кромлех?
Cлайд 45
Домашнее задание Подготовиться к тестам по теме Принести папку с файлами