Леонардо да Винчи. Портрет моны Лизы «Джоконда». ок. 1503г. «Мо на Лиза» — портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Картина является одним из самых известных произведений живописи в мире. Относится к эпохе Возрождения. Выставлена в Лувре (Париж. Франция). Полное название картины итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo — Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Cлайд 3
Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1638-1639гг. На картине изображен уголок Аркадии, гористой местности в Греции. В литературной традиции Аркадия - синоним идиллической страны, где люди живут по древним и мудрым законам в полном согласии с природой. Словом, пасут стада и возделывают свои сады. Пастухи на картине Пуссена стоят возле могилы с надписью «Et in Arcadia ego». Эту надпись переводят по-разному. Но для русского слуха привычен перевод - «Ия был в Аркадии». Смысл надписи сводится к следующему: лежащий под этим надгробием тоже когда-то жил в счастливой Аркадии, но и там смерть нашла его и увела под мрачные своды своего подземного царства. Таким образом, мы вновь встречаемся с одной из вечных тем в культуре - темой бренности земного существования и неизбежности смерти. Пастухи с благоговейным, любопытством смотрят на надпись.
Cлайд 4
Жак-Луи Давид. Коронация Наполеона. 1805-1807гг. Это огромное полотно - самая монументальная картина из тех, что были заказаны Давиду новым императором Франции. На ней запечатлена коронация Наполеона и Жозефины, состоявшаяся 2 декабря 1804 года. Поначалу Давид собирался изобразить Наполеона венчающего короной самого себя, однако, не желая принизить тем самым авторитет папы римского, выбрал момент коронации Жозефины. Многие фигуры на полотне легко узнаваемы. Перед тем, как приступить к созданию картины, Давид делал множество предварительных набросков и даже соорудил макет церкви, заполнив ее фигурками людей. Во время работы ему помогали художник-декоратор из оперного театра, размечавший перспективу, и ученик Давида – Руже, делавший наброски композиции. Полотно было закончено в ноябре 1807 года. Увидев его Наполеон, пришел в восторг. «Хорошо, очень хорошо! – воскликнул император. – Давид, вам удалось угадать мои мысли и представить меня французским рыцарем…» После незначительных поправок картины была выставлена в Лувре в феврале 1808 года, а позже в том же году, с триумфом принята в Салоне.
Cлайд 5
Жак-Луи Давид. Коронация Наполеона.
Cлайд 6
Теодор Жерико. Офицер конных егерей императорской гвардии.1812г. Вдохновленный блестящими победами Наполеона, художник обращался к теме войны, которая приобрела в его творчестве характер благородного, но неистового действа, полного неудержимой энергии. "Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку" – одно из самых известных произведений Жерико. В его энергичной композиции с экспрессивным рисунком, смелым колористическим решением с использованием цветовых и световых эффектов есть то, что получит завершение в творчестве художников-колористов конца XIX – начала XX в., но уже нет тех черт, которые отличали классицистические произведения. «Офицер императорских егерей» принадлежит к числу произведений, необычайно эффектных по замыслу, поражающих с первого взгляда, надолго врезывающихся в память. Картина полна пафоса, она дышит романтикой битвы. Жерико присудили золотую медаль. Но, к большому разочарованию художника, картину правительство не купило.
Cлайд 7
Антонис ван Дейк. Карл I, король Англии на охоте. Ок.1635 - 1638 гг. Парадный портрет «Карл I, король Англии, на охоте» - это внушительное по размерам полотно, написанное по заказу. В этой картине художник попытался соединить парадный портрет с почти жанровой трактовкой. Король запечатлен непринужденно стоящим на краю обрыва, за которым виднеется уходящее к горизонту море с бегущим по волнам кораблем. Все на полотне подчинено фигуре короля. Он смотрится ярким силуэтом на фоне бескрайнего светлого неба и темной земли. Купы деревьев, склоненная голова лошади и две фигуры егерей не занимают внимания и выглядят скорее кулисой. Голова, в черной широкополой шляпе, повернута к зрителю, а рука опирается на трость, что придает фигуре короля царственное величие. Для коллекции Лувра портрет приобретен Людовиком XJV в 1775 году.
Cлайд 8
Филипп де Шампень. Тайная вечеря. 1602 - 1674гг. Христос сообщает апостолам, что один из них скоро предаст его. Атмосфера таинства наполняет происходящее. Свет в картине льется из единственного окна, едва освещая заднюю стену. Это подчеркивает объемность фигур и усиливает ощущение драмы и напряжения. В то время как Христос освящает хлеб, апостолы безмолвно выражают свои чувства. Насыщенный цвет драпировок и ритмический узор складок скатерти помогают взгляду зрителя воспринимать картину.
Cлайд 9
Шампень избегал открыто драматических сцен, однако сдержанные и благородные чувства, переданные в его картинах, отличаются глубиной и внутренней силой.
Cлайд 10
Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. Первые документальные сведения об этой картине датируются 1778 годом. Она не подписана, но большинство специалистов сходится на том, что ее автором, несомненно, был Ян ван Эйк. Работа представляет зрителю бургундского канцлера Николаса Ролена (1376-1462), молитвенно склонившегося перед Мадонной и Младенцем. В 1408 году Ролен поступил на службу к Иоанну Бесстрашному, герцогу Бургундскому, а в 1422 году сын Иоанна Филипп Добрый, наследовавший своему отцу, произвел Ролена в канцлеры. Этот пост Ролен занимал на протяжении 40 лет, за это время невероятно разбогатев. Много денег он вкладывал в строительство. Поддерживал Ролен и живописцев - в своем родном городе Отоне он был известнейшим меценатом. Теперь этот город расположен на территории Франции, а в те времена входил в состав герцогства Бургундского. Картину, о которой идет речь, скорее всего, канцлер заказал в 1431 году для отонской семейной усыпальницы Роленов. По другой версии, он подарил ее местному Кафедральному собору.
Cлайд 11
Cлайд 12
Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. По трупам павших революционеров шагает босая, Свобода, зовущая за собой восставших. В поднятой руке она держит трехцветный республиканский флаг, и его цвета. Одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет "присваивается" человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Различное число колебаний световых волн данного источника света воспринимается нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем... Красный, белый и синий — эхом звучат по всему полотну. шедевре Делакруа соединил, казалось несоединимое - протокольный реализм репортажа с возвышенной тканью поэтической аллегории. Небольшому эпизоду уличных боев он придал вневременное, эпическое звучание. Центральный персонаж полотна Гладкая и плотная, Свобода, соединившая величавую осанку Афродиты Милосской с теми чертами, которыми наделил Свободу Огюст Барбье: «Это сильная женщина с могучей грудью, с хриплым голосом, с огнем в глазах, быстрая, с широким шагом».
Cлайд 13
Cлайд 14
П.Веронезе. Брак в Кане. 1562-1563гг "Брак в Кане" - одно из первых монументальных изображений пиршеств, которыми впоследствии прославился Веронезе. Полотно написано для трапезной бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре. Темой картины является чудо, совершенное Христом на брачном пире в Кане Галилейской, где он превратил воду в вино. Действо разворачивается на фоне величественных сооружений. Роскошный и обильный пир идет своим чередом. Среди богато одетых гостей и множества слуг, подающих все новые и новые кушанья, выделяется фигура Христа. Он сидит в центре стола. Поза его спокойна и напоминает зрителю о другой евангельской трапезе, которой еще только предстоит свершиться, - о Тайной вечере. Впрочем, игра смыслов и подтекстов мало интересует Веронезе. Куда больше он увлечен самим духом празднества, пышностью нарядов, яркими красками и живописными деталями. Воссоздавая атмосферу отнюдь не библейского, а современного ему венецианского пира, художник помещает среди пирующих и реальных персонажей. Так, дама в голубом, что сидит слева, опершись локтем о стол, - Виктория Колонна. Ее муж, маркиз Альфонсо д 'Альваро, изображен во главе стола в костюме жениха. Невеста и склонившийся к ней мужчина - супруга французского короля Франциска I и сам монарх соответственно.
Cлайд 15
Cлайд 16
Теодор Жерико. Плот Медузы. 1819г Картину «Плот "Медузы"», небывалую в истории искусства по силе заключенного в ней пафоса и протеста, Жерико создавал в течение года. Сюжетом для полотна послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза»; лишь несколько человек смогли тогда спастись на плоту. За конкретикой этого трагического события стоит нечто большее: художник сумел передать в картине то трагическое отчаянье, которое испытывали в годы Реставрации передовые круги Франции. На полотне Жерико «Плот "Медузы"» нет героя, зато увековечены безымянные люди, страдающие и достойные сочувствия. В композиции картины художник верен традиции классической живописи: все полотно занимает пирамидальная группа скульптурно вылепленных, объемных человеческих тел. Персонажи картины даже в минуты отчаяния сохраняют величие. И лишь страстное движение, которым проникнута вся группа, нарушает равновесие. Композиция картины построена на двух пересекающихся диагоналях, которые должны были подчеркнуть и стремление людей туда, где виднеется спасительный корабль, и стихийное встречное движение ветра, надувшего парус и относящего плот прочь. Резкое освещение сверху контрастно подчеркивает напряжение героев картины.