В рисунке природы не должно быть фальши. Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова». Так полагал Иван Иванович Шишкин. Академик (1865г.) и профессор (1873г.) живописи Петербургской академии художеств последовательно воплощал эту мысль в своих знаменитых полотнах.
Cлайд 3
Родился и жил художник в г. Елабуга Вятской губернии. 1852-56 г. Учится в Московском училище живописи и ваяния. В 1856 году Шишкин поступает в петербургскую Академию художеств, учится в классе С. М. Воробьева Но ему не нравился академический и романтический стиль обучения пейзажу. Иван обратился к работам русских художников А. Матвеева и С. Щедрина, отказался от классического пейзажа и занялся живой натурой.
Cлайд 4
. К занятиям подходил серьезно, работал без устали. Его первые пейзажи с натуры заслужили всеобщую похвалу. Ивану многие советовали бросить пейзаж, как низший и недоходный род живописи, но, один раз избрав себе дорогу, он уже никуда с нее не свернул.
Cлайд 5
В 1860г, окончив Академию художеств и получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за большое полотно «Кукко» (урочище на Валааме), Иван Иванович поверил в свои силы, но ехать сразу не решился, а вернулся в Елабугу, порадовав родителей званием «классного художника первого разряда».
Cлайд 6
В апреле 1862г Иван выезжает в пенсионерскую командировку в Германию. Живет в Берлине, Дрездене, Праге, Мюнхене. С марта 1863г- в Цюрихе.1864г – Париж. В 1865г поселяется в Дюссельдорфе. В середине 60-х вернулся в Россию.
Cлайд 7
Работы художника
Cлайд 8
«Полдень. В окрестностях Москвы»
Cлайд 9
Шишкин создаёт картину «Полдень. В окрестностях Москвы.» —бескрайний простор и воздух, напитанный покоем. Картина покорила зрителей. В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Поэтому Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей - сумму, предложенную Третьяковым. (это первое полотно Шишкина, приобретенное П. М. Третьяковым для своей галереи).
Cлайд 10
«Рожь»
Cлайд 11
Все рожь кругом, как степь, живая, Ни замков, ни морей, ни гор. Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор. Н.А. Некрасов
Cлайд 12
Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. Будто бы из-под ног зрителя убегает вперед, извиваясь и прячась за стеной ржи, полевая тропа. Мотив дороги, как бы символизирующий у художников обличительного направления трудный и скорбный путь народа, приобретает у Шишкина совершенно иное, радостное звучание. Это светлая, "гостеприимная" дорога, зовущая и манящая вдаль.
Cлайд 13
«Лесные дали»
Cлайд 14
«Утро в сосновом лесу»
Cлайд 15
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Медведей писал Савицкий , они получились столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П.М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней "начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину".
Cлайд 16
«Дождь в дубовом лесу»
Cлайд 17
«Рубка леса»
Cлайд 18
«Женщина под зонтиком на цветущем лугу»
Cлайд 19
«Лес перед грозой»
Cлайд 20
«Дубовая роща»
Cлайд 21
«Заросший пруд у опушки леса»
Cлайд 22
«Зима»
Cлайд 23
На рубеже восьмидесятых - девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890). Все сковано морозом и погружено в тень. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни.
Cлайд 24
«Лесная глушь» В 1873г присуждается звание профессора за картину "Лесная глушь"
Cлайд 25
«Среди долины ровныя…»
Cлайд 26
Успех полотна «Среди долины ровныя…» превзошел все ожидания. Привыкшие считать Шишкина «царем леса», «дедушкой лесов», «пейзажистом-лесовиком», зрители увидели перед собой обширную равнину, почувствовали настроение, созвучное тому, которое вызывала песня А. Ф. Мерзлякова, долгое время считавшаяся народной.
Cлайд 27
«Ручей в лесу. (На косогоре)»
Cлайд 28
«Сосновый лес»
Cлайд 29
«Корабельная роща»
Cлайд 30
Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) - как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство".
Cлайд 31
«Работать ежедневно, отправляться на эту работу, как на службу. Нечего ждать пресловутого вдохновенья... Вдохновение — это сама работа», — говорил Иван Иванович своим ученикам, когда руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.
Cлайд 32
« — Мой идеал счастья? Душевный мир. — Величайшее несчастье? Одиночество. — Как бы я хотел умереть? Безболезненно и спокойно. Моментально». Начав картину «Краснолесье», изображавшую «целое море соснового леса — лесное царство», художник выронил уголь и рисунок и упал замертво. Над могилой Шишкина его ученик М. Иванов взволнованно сказал, что он «был чистым и крупным художником, истинно русским человеком... Он же будет продолжать жить, пока живы мы, ибо он в памяти нашей».