романтика, романтичный романтизм, романтический Как вы понимаете эти слова? Это синонимы?
Cлайд 3
Ваша сегодняшняя задача: Определить характерные для романтизма: модель мира; концепцию человека; концепцию творчества.
Cлайд 4
Вспомните основные признаки классицизма Модель мира. Концепция человека. Концепция прекрасного. Это поможет нам определить признаки романтизма
Cлайд 5
Эпоха формирования романтизма. Модель мира в романтизме. Романтический герой (концепция человека). Романтическая концепция творчества.
Cлайд 6
Эпоха формирования романтизма Романтизм – литературное направление, возникающее накануне и после решительных сдвигов в истории. Как вы думаете, какие исторические события в Европе и России в конце 18 – начале 19 веков могли стать почвой для возникновения романтизма?
Cлайд 7
Возникновение романтизма в Европе Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах» Великая французская революция всколыхнула всю Европу: казнь короля, ниспровержение монархии, провозглашение республики – вспышка надежд, уверенность в скором приходе «свободы, равенства и братства». Но революция вскоре обернулась якобинской диктатурой, террором и закончилась переворотом, совершённым крупной буржуазией, установлением империи Наполеона. Надежда – и разочарование!
Cлайд 8
Нечто подобное произошло и в России.Всколыхнувшая страну Отечественная война 1812 года, обещания реформ императора Александра I, убежденность лучших умов и сердец России в том, что «придёт желанная пора» свободы. Но – обещанные царём преобразования всё не осуществлялись, крестьяне – недавние победители в войне – опять оказались в крепостном ярме. В России крепнет движение декабристов как отклик на страстное желание свободы. Но в 1825 году эти мечты разрушились на Сенатской площади. Надежда – и разочарование.
Cлайд 9
Cлайд 10
Вспомните поэму Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» Что стало основной причиной смерти главного героя этой поэмы – юного монаха Мцыри? Почему стены монастыря так и не стали ему родиной, ведь в них он нашел спасение от смерти?
Cлайд 11
Почему три дня побега Мцыри становятся основным содержанием поэмы? Какие это дни?
Cлайд 12
романтическое двоемирие Мир в восприятии романтиков противоречив и дисгармоничен: с одной стороны – реальность, гнетущая, серая, обрекающая на скуку и унылое существование, лишённое свободы, одухотворённости и радости, с другой – мечта, прекрасная, притягательная, но чаще всего недостижимая. Несоответствие идеала и реальности называется романтическим двоемирием: реальный мир словно «проверяется» идеальным, гармоничным миром, созданным в воображении. Между этими двумя мирами – непроходимая пропасть.
Cлайд 13
Фантастическое Смешение сна и реальности, тема ночи, устремленность в бесконечное, тоска по дальним экзотическим землям – характерные особенности романтизма. Как это ощутимо на картине английского художника Иоганна Генриха Фюссли «Ночной кошмар»?
Cлайд 14
романтический пейзаж: понаблюдайте над картинами Ивана Айвазовского и определите основные особенности романтического пейзажа.
Cлайд 15
Почему романтики изображают природу в ее экстремальных состояниях (картина Ивана Айвазовского «Девятый вал»)?
Cлайд 16
Человек и природа: как отражает картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» взаимоотношения между человеком и природой?
Cлайд 17
Каким предстает мир природы в творчестве романтиков и какое место занимает в этом мире человек? Александр Сергеевич Пушкин Взыграйте, ветры, взройте воды, Разрушьте гибельный оплот. Где ты, гроза – символ свободы? Промчись поверх невольных вод.
Cлайд 18
Уильям Тёрнер «Кораблекрушение»
Cлайд 19
Михаил Юрьевич Лермонтов Ревёт гроза, дымятся тучи Над тёмной бездною морской, И хлещут пеною кипучей, Толпяся, волны меж собой. Вкруг скал волнистой лентой вьётся Печальной молнии змея, Стихий тревожный вой мятётся – И здесь стою недвижим я.
Cлайд 20
Каспар Давид Фридрих «Гибель во льдах»
Cлайд 21
Из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил… Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой Меж бурным сердцем и грозой?
Cлайд 22
Теодор Жерико «Сцена крушения»
Cлайд 23
Василий Андреевич Жуковский Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты.
Cлайд 24
Иван Айвазовский «Спокойное море»
Cлайд 25
Александр Сергеевич Пушкин Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Cлайд 26
Каспар Давид Фридрих «Двое, созерцающие луну»
Cлайд 27
Фёдор Иванович Тютчев Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный, Объятый негой ночи голубой, Сквозь яблони, цветами убелённой, Как сладко светит месяц золотой! Таинственно, как в первый день созданья, В бездонном небе звёздный сонм горит, Музыки дальной слышны восклицанья, Соседний ключ слышнее говорит…
Cлайд 28
Каспар Давид Фридрих «Мечтатель»
Cлайд 29
Cлайд 30
Обратившись к строкам М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского, постарайтесь предположить, что составляет суть личности героя-романтика Михаил Юрьевич Лермонтов: Я не хочу, чтоб свет узнал Мою таинственную повесть; Как я любил, за что страдал, Тому судья лишь Бог да совесть! Василий Андреевич Жуковский: Что с тобой вдруг, сердце, стало? Что ты ноешь? Что опять Закипело, запылало? Как тебя растолковать?
Cлайд 31
Сравните живописные полотна Д.Левицкого, В.Боровиковского и К.Брюллова – что прежде всего подчеркивают в человеке классицист, сентименталист и романтик?
Cлайд 32
Выпускник петербургской академии художеств, живший с 1822 года в Италии, Карл Брюллов – один из наиболее ярких русских романтиков. Художника привлекали люди незаурядные, страстные, экзотически красивые.
Cлайд 33
Карл Брюллов. «Всадница» Что для художника прежде всего оказалось интересно в его героине? Как краски, цветовое решение картины помогают ощутить мысли и чувства художника, его отношение к изображаемому? Как внутренняя энергетика изображенного отражается в композиции полотна Брюллова?
Cлайд 34
«Святейшее из званий – человек» (В.А.Жуковский) Романтизм от мира внешнего обращается к жизни души, видя в ней высшую ценность. Желание отразить все тонкости душевного состояния, богатство внутреннего мира во всей его сложности и противоречивости – сущность концепции человека в романтизме. Как это отражается в автопортрете Карла Брюллова?
Cлайд 35
Портреты, созданные художником-романтиком Орестом Адамовичем Кипренским, исполнены психологической глубины, обнаруживают в личности человека главное, сущностное (портреты Е.С.Авдулиной, Е.Давыдова, А.С.Пушкина). Подберите наиболее точное, по вашему мнению, определение, которое обнаруживает основное в характере каждого из героев картин.
Cлайд 36
Мягким лиризмом светятся картины Алексея Венецианова. Художник почти безвыездно жил в Тверской губернии, наблюдал воочию крестьянский мир и отражал его на картинах – тихий, безмятежный, посвященный заботам о земле, подчиненный размеренному ритму.
Cлайд 37
Алексей Венецианов «На пашне. Весна»
Cлайд 38
Судьба романтического героя Судьба романтического героя чаще всего трагична: бросая вызов обществу, толпе, судьбе, всему миру, романтик оказывается одиноким, изгнанным, непонятым и часто в этом противостоянии с судьбой гибнет.
Cлайд 39
Романтический герой и общество Что роднит картину К.Брюллова «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» и строки из стихотворений: Михаил Лермонтов: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной… Джордж Байрон: Я мало жил, но сердцу ясно, Что мир мне чужд, как миру я. Как вы думаете, почему романтический герой в разладе с обществом?
Cлайд 40
странничество Один из центральных романтических образов – путник, странник – человек, оставляющий защищённость и удобство домашнего очага, идущий навстречу неизвестному, возможно, враждебному миру без твёрдой убеждённости, что он когда-нибудь вернётся обратно. Каспар Давид Фридрих «Монах на берегу моря»
Cлайд 41
романтический идеал «Сфера романтизма, - говорил В.Белинский, - вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределённые стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазией». Одной из основных в романтизме становится категория идеала – желания, устремлённого к пределам, которые не могут быть им достигнуты.
Cлайд 42
Что становится идеалом для романтических героев этих стихотворений? Василий Андреевич Жуковский: Сижу задумавшись; в душе моей мечты; К протекшим временам лечу воспоминаньем… О дней моих весна, как быстро скрылась ты, С твоим блаженством и страданьем! Кондратий Фёдорович Рылеев: Чтоб я младые годы Ленивым сном убил! Чтоб я не поспешил Под знамена свободы! Нет, нет! Тому вовек Со мною не случится: Тот жалкий человек, Кто славой не пленится!
Cлайд 43
Как вы думаете, почему многие романтики искали свой идеал в историческом прошлом? Часто романтики искали свой идеал свободной, одухотворённой личности в историческим прошлом, а потому обращались к жанрам исторической повести, новеллы, баллады, исторической думы. Героями «Дум» Кондратия Фёдоровича Рылеева становятся Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Ермак, Богдан Хмельницкий (картина О.Кипренского «Дмитрий Донской на Куликовом поле»).
Cлайд 44
В музыке наиболее яркими романтиками были Вагнер, Шуберт, Шуман, Лист, Брамс, Шопен. Прослушайте отрывок из произведения Вильгельма Рихарда Вагнера. Что вы представили, когда звучала эта музыка, почему именно такие картины создало ваше воображение? Самое почётное место в иерархии искусств романтики отводили именно музыке. Как вы думаете – почему? Какое название вы предложили бы для этой мелодии?
Cлайд 45
«Романтический герой». Постарайтесь обобщить всё, что вы узнали. Проверьте себя: Романтический герой – исключительная личность. Он велик своим духом, могучими страстями, высокими стремлениями, непокорностью и нежеланием мириться с обыденностью и прозаической сущностью бытия. Внутренний мир героя-романтика противоречив и сложен. Человек – малая Вселенная со своими стихиями и страстями. Герой-романтик устремлён к своему идеалу, чаще всего недостижимому, а потому удел романтика – одиночество, непонимание, «покинутость» в мире. Судьба романтического героя чаще всего трагична. Идеалом для романтика становятся свобода, яркие характеры национальной истории, ушедшее, фантастическое.
Cлайд 46
Cлайд 47
Творец – это… Продолжите фразу, обратившись к стихотворению М.Ю.Лермонтова: Я жить хочу! Хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берёт.
Cлайд 48
Творец, по мнению романтиков, - избранник. Однако и плата за избранничество высока – одиночество и непонимание. Романтики утверждали творческую активность художника, создающего свой, особый мир, более истинный, нежели реальность. Творец созидает по «законам, им самим над собою признанным». Гений не подчиняется правилам и регламентациям в искусстве. Романтики защищали творческую свободу художника, его ответственность прежде всего перед Богом и своей совестью.
Cлайд 49
Определите характерные для романтизма: модель мира; концепцию человека; концепцию творчества.