Архитектура России XVII в. Учитель истории МОУ СОШ №1 г.о. Звенигород Бортникова Т.И.
Cлайд 2
Особенности культуры XVII в. В искусстве России XVII в. усиливалось воздействие народных художественных вкусов. В результате влияния народного творчества господствовавшие формы обретали особые черты, подчинялись новым художественным представлениям. Важные изменения претерпевало само религиозное содержание искусства. Искусство сохраняло религиозный характер, но вместе с тем все более и более проникалось светским началом. Все усиливавшийся интерес художников к реальной жизни сообщал и архитектуре, и живописи, и произведениям прикладного искусства черты необыкновенного жизнелюбия.
Cлайд 3
Деревянное зодчество Деревянное зодчество, теснейшим образом связанное с потребностями жизни народа, отличалось реализмом и функциональной целесообразностью. Самый активный взлет деревянного зодчества на Руси пришелся на XVII век. В то время это был основной строительный материал, и высочайшее мастерство, с которым сделаны архитектурные сооружения, кажется сегодня недостижимым.
Cлайд 4
Деревянное зодчество Деревянное зодчество России, которым сегодня восторгается весь мир, начиналось с самого насущного - с жилья. Русские плотники работали с большой изобретательностью и художественной выдумкой. Постройки отличались прочностью и конструктивным совершенством. Дом Яковлева. Село Клейщола ( Карелия)
Cлайд 5
Деревянное зодчество Сторожевые и крепостные башни по форме были разные: квадратные в плане, шести- или восьмиугольные, как их тогда называли «круглые», а также двухъярусные — с нижним и верхним боем, нередко с бруствером из теса над воротами, сделанным в виде крытого балкона. Башня Илимского острога. XVII век
Cлайд 6
Деревянное зодчество Cтаринные деревянные храмы некоторых районов поражают отсутствием на бревнах засечек, что говорит о высоком мастерстве плотников. Эта особенность работы плотника, который точно мог рассчитать удар топора, дала возможность нам сегодня любоваться шедеврами архитектурного зодчества. Часовня. XVII в. Село Кашира (Маловишерский район, Новгородская область)
Cлайд 7
Деревянное зодчество Вершиной древнерусского деревянного зодчества стали многоглавые церкви. Русские плотники, передававшие строительный опыт из поколения в поколение, по-новому осмысливали уже освоенные формы и разрабатывали выразительнейшие в художественном и строительном отношении композиции. Различные по высоте и силуэту, церкви Кижского погоста составляют единую живописную группу. Преображенская церковь в Кижах
Cлайд 8
Деревянное зодчество “Скажем сразу, - пишет исследователь русского деревянного зодчества Я.В. Малков, - нет адекватных средств, чтобы описать Кижское чудо. Никакие словесные, самые подробные портреты и описания, никакие цветные фотографии и слайды не могут вызвать и передать то особое волнение, которое испытываешь в поле ее тяготения. Это резонанс души. Это эффект шедевра, где ни убавить, ни прибавить”.
Cлайд 9
Одним из блестящих образцов деревянного зодчества являлся Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. В 1667 году завершился черновой этап строительства. Строили дворец плотничий староста Сенька Петров и стрелец-плотник Ивашка Михайлов. Зимой 1667 — 1668 года велось украшение дворца резьбой. В мае 1669 года из-за границы были доставлены краски и сусальное золото для отделки дворца. В мае была расписана зеленью чешуйчатая кровля. В июне началась роспись внутренних помещений. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском
Cлайд 10
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском Иностранные современники, посещавшие Коломенский дворец, называли его восьмым чудом света.
Cлайд 11
Каменное зодчество Каменное зодчество, прерванное Смутой, возрождается с 20-х гг. XVII в. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля. Одна за другой по всей стране строятся шатровые церкви и соборы – Архангельский собор Нижегородского Кремля, церковь Покрова в Медведкове и др. В них заметно стремление к нарядности и декоративности, камерности и интимности. Эти черты постепенно нарастают и в культовом, и в гражданском строительстве.
Cлайд 12
успенская «дивная» церковь в угличе Центральный шатер окружен поясом из кокошников, слегка приподнят по сравнению с боковыми, отчего вся композиция кажется объемнее. Стены украшены довольно просто, они словно призваны оттенять шатры, по ребрам граней которых идут выступы-гурты, делая их ажурными и более легкими на вид. Апсиды же украшены нарядными аркатурно-колончатыми поясками, придающими церкви праздничный вид. Главное в церкви− центральная часть с тремя высокими белыми шатрами и тремя же узкими апсидами.
Cлайд 13
церковь Вознесения в Великом Устюге Среди многочисленных храмов Великого Устюга церковь Вознесения стоит особняком, отличаясь исключительным богатством декоративного убранства, которое роднит ее с известными храмами "царственной" Москвы – церквами Троицы в Никитниках (1628-1654) и Рождества в Путинках (1649-1652).
Cлайд 14
церковь Вознесения в Великом Устюге Каменная церковь Вознесения возведена в 1648 году "старанием и казною" богатейшего устюжского купца, московского "гостя" Никифора Ревякина. Сложным архитектурным сооружением "на взмостье, об одиннадцати главах" выглядела она в XVII веке. Позднее в результате перестроек церковь Вознесения претерпела некоторые изменения.
Cлайд 15
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (1631-1634) — эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века.
Cлайд 16
Нарышкинское барокко «Церковь Покрова в Филях... — лёгкая кружевная сказка... чисто московская, а не европейская красота... Оттого-то стиль московского барокко имеет так мало общего с барокко западноевропейским, оттого он так неразрывно спаян со всем искусством, непосредственно ему на Москве предшествовавшим, и оттого для каждого иностранца так неуловимы барочные черты... Покрова в Филях или Успения на Маросейке, кажущихся ему совершенно такими же русскими, как и Василий Блаженный». Игорь Грабарь, русский искусствовед
Cлайд 17
Спасская церковь в селе Уборы В нарышкинском барокко широко применялись декоративные фронтоны, пилястры, арки. Такой была церковь в Уборах, строительство которой П. В. Шереметев поручил крепостному архитектору Якову Бухвостову . Но Бухвостов пропустил все сроки (1695), его арестовали и приговорили к битью кнутом «нещадно и каменное дело доделать» Фасад церкви украшен белыми каменными наличниками и витыми колоннами с капителями. Храм имеет три яруса. На нижний ярус с полукружиями притворов и алтаря опираются уменьшающиеся по размеру восьмерики.
Cлайд 18
Теремной дворец Теремной дворец был выстроен по распоряжению царя Михаила Федоровича в 1635—1636 гг. каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным, Ларионом Ушаковым. Теремной дворец воплотил в себе замечательные черты яркого русского народного творчества и искусства. Этот дворец представляет собой трех- этажное на высоких подлетях здание, увенчанное высоким "теремком". Здание богато украшено резьбой. Многие формы отделки непосредственно идут от приемов деревянного зодчества.
Cлайд 19
Царицыны палаты в Звенигороде В середине XVII в. в Саввино-Сторожевском монастыре появляется памятник светской архитектуры - Царицыны палаты. Построены в 1650-1652 для первой жены Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской Это уникальное жилое сооружение впечатляет старинными формами окон, крыльца, уютным интерьером с анфиладой сводчатых комнат. Фасад здания расчленен на несколько отсеков.
Cлайд 20
Царицыны палаты в Звенигороде Сильно выступающее вперед парадное крыльцо, сложенное из кирпича и белого камня, украшено причудливыми архитектурными формами, роскошной декоративной резьбой и росписью. В планировке здания прослеживается воздействие форм деревянного зодчества. С северо-востока к Царицыным палатам примыкает надвратная Троицкая церковь, построенная в 1652 году. Это бесстолпный храм с шатровым покрытием. .
Cлайд 21
Нарышкинские палаты и Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы В городах богатые бояре, дворяне и купцы строят каменные палаты, всё более «узорочные», особенно во второй половине столетия. Палаты начала-середины XVII в. получили название Нарышкинских, так как были резиденцией братьев матери Петра I царицы Натальи Кирилловны и, некоторое время, её самой.
Cлайд 22
Палаты Аверкия Кириллова в москве Дошедший до наших дней ансамбль сложился уже при думном дьяке Аверкии Кириллове в 1656—1657 годах. Каждый из двух ярусов дома венчается сложным карнизом с поребриком, на окнах — пышные наличники, стена дробится многочисленными вертикальными тягами: лизенами, пилястрами и полуколоннами. Использование цветных изразцов только усиливает общее впечатление нарядности и пышности. На южном фасаде и на своде юго-восточной палаты сохранились фрагменты росписей.
Cлайд 23
Палаты Аверкия Кириллова в москве Расположенная рядом церковь Николы на Берсеневке ранее соединялась с Палатами крытым переходом.
Cлайд 24
Спасская башня Московского кремля Значительной перестройке подвергся Московский Кремль. В 1624- 1625 г.г. англичанин Фристофор Галовей вместе с Баженом Огурцовым возвели Спасскую башню в ее теперешнем виде. Новая башня создала парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские соборы с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ансамбль. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю совершенно новый вид. Строго крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства.