Клаудио Монтеверди родился в 1567 году в Кремоне, городе Северной Италии, в семье Бальтазара Монтеверди - доктора, аптекаря и хирурга. Он был старшим из пяти детей.
Cлайд 3
Он учился в Университете Кремоны. Его первые сборники, включавшие небольшие мотеты и духовные мадригалы, были опубликованы в 1582 и 1583 годах.
Cлайд 4
С 1590 (или 1591) до 1612 Монтеверди работал при дворе герцога Винченцо l Гонзага (1562-1612) в Мантуе сначала как певчий и гамбист, а с 1602 как капельмейстер, организатор всей музыкальной жизни при герцогском дворе.
Cлайд 5
В 1599 Монтеверди женился на придворной певице Клаудии Каттанео, с которой прожил 8 лет (Клаудия умерла в 1607). У них родились два мальчика и девочка, умершие вскоре после рождения.
Cлайд 6
В 1613 Монтеверди переехал в Венецию, где занял пост капельмейстера собора Сан-Марко. В этой должности он быстро восстановил профессиональный уровень музыкантов хора и инструменталистов. Управляющие базиликой были рады заполучить такого исключительного музыканта как Монтеверди, потому что музыкальная часть богослужений находилась в упадке с момента смерти Джованни Кроче в 1609 году.
Cлайд 7
Ок. 1632 Монтеверди был рукоположен в священники. В последние годы жизни из-под его пера вышли два последних шедевра: Возвращение Улисса (Il ritorno d'Ulisse in patria, 1641), и историческая опера Коронация Поппеи
Cлайд 8
Творчество Монтеверди представлено тремя группами произведений: мадригалы, оперы и духовная музыка. Главная особенность композиционной техники Монтеверди — сочетание (нередко в одном произведении) имитационной полифонии, характерной для композиторов позднего Возрождения, и гомофонии, достижения новой эпохи барокко. Новаторство Монтеверди вызвало резкую критику со стороны видного теоретика музыки Джованни Артузи.
Cлайд 9
До 40 лет Монтеверди работал преимущественно в жанре мадригала (всего 8 сборников; девятый, неавторский, сборник издан посмертно). Работа над первой книгой, состоящей из 21 пятиголосного мадригала, заняла около 4х лет. Первые восемь книг мадригалов представляют громадный скачок от полифонии Ренессанса к монодии, характерной для музыки Барокко.
Cлайд 10
Орфей (L'Orfeo, 1607) Действие происходит во Фракии (акты 1, 2 и 5) и царстве Аида (акты 3 и 4) в мифологическое время.
Cлайд 11
Cлайд 12
Инструментальная токката предшествует выходу Музыки, которая исполняет вводную часть. Приветствуя аудиторию, она объявляет, что через сладкие звуки может «успокоить любое растревоженное сердце». Она славит свою власть и представляет главного героя драмы, Орфея, который «укрощал диких животных своим пением».
Cлайд 13
Палаццо Дукале в Мантуе, где в 1607 году прошла премьера «Орфея»
Cлайд 14
Премьера «Орфея», 24 февраля 1607 года. Засвидетельствована письмами от 23 февраля. В одном: Франческо Гонзага сообщает своему брату, что «музыкальная игра» будет представляться на следующий день.
Cлайд 15
Cлайд 16
Другие оперы: Свадьба Энея и Лавинии Похищение Прозерпины