Готика (ит. gotico - букв. готский, связанньй с германским племенем готов) - художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе.
Cлайд 3
В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий - готическая - возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приемы. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер.
Cлайд 4
В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Cлайд 5
Родиной готической архитектуры считается Франция. Первой готической постройкой стала церковь при монастыре Сен-Дени.
Cлайд 6
Основа здания строится из прямоугольных ячеек, называемых травями. Трави ограничены четырьмя столбами и арками, вместе с арками-нервюрами образующие остов крестового свода, который в свою очередь заполняется небольшими легкими сводами.
Cлайд 7
Особенными и самыми прекрасными украшениями соборов служили витражи. Великолепие этих произведений живописи бесспорно. Переливающиеся всеми цветами радуги, сверкающие под светом солнца они играют роль драгоценных камней. Секрет долговечной яркости и сияния витражных окон не разгадан до сих пор, что окутывает их легкой таинственной дымкой.
Cлайд 8
«Роза» — так называют большое круглое окно в центре собора. Название подобрано не случайно. Нежными лепестками служит круговой узор, исходящий из центра окна. Конечно стекло «розы» являет собой бесподобное сочетание сверкающих красок.
Cлайд 9
Расширяется и по-новому обстраивается общественными зданиями городская площадь. Среди этих построек главное место принадлежит ратуше или собору.
Cлайд 10
Основное место в готической архитектуре занимают религиозные постройки — соборы. Готический собор представляет собой слияние множества шедевров. Именно здесь соединяются непостижимое архитектурное мастерство, грандиозные произведения скульптуры и великолепие живописи.
Cлайд 11
Стремящиеся ввысь колонны и шпили, украшенные резными каменными кружевами, будто теряются в небесах, поглощенные дымкой облаков. Гигантские размеры фасада создают ощущение космического пространства. Острость, тонкость и грациозность форм придают постройке особенную легкость и воздушность. Силуэт здания будто готов оторваться от земли и воспарить.
Cлайд 12
В готической архитектуре была изобретена новая, неизвестная в прошлом конструкция свода, отличающаяся исключительной легкостью, ажурностью и многообразием форм.
Cлайд 13
В конструкцию свода включалась система несущих арочек из особого прочного камня, называемых нервюрами.
Cлайд 14
Повсюду, где только возможно, вводится скульптура. Характерно, что в скульптурные ансамбли включаются фигуры фантастических чудовищ - химер. Эти чудовища были данью церковникам, которые яростно сопротивлялись возникновению наук в поздний период средневековья (XIII - XIV вв.).
Cлайд 15
Выводы: Преобладающие и модные цвета - желтый, красный, синий. Линии стиля готика - стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии. Форма - прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы. Характерные элементы интерьера - веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру. Конструкции стиля готика - каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций. Окна - вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна. Двери - стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые
Cлайд 16
Памятники готической архитектуры Крупнейшим памятником готической архитектуры является собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам де Пари (начало строительства 1163 г., конец - XIV в.).
Cлайд 17
Собор в Реймсе, Франция . Начат в 1211г., закончен в 15 веке. « Реймский (длина 150 метров, высота 80 метров), один из крупнейших и высоких готических соборов.
Cлайд 18
Cобор в Шартре, Франция Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено в XII в. Западный фасад собора был закончен в 1170 г. и счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена).
Cлайд 19
Жемчужина Кельна и шедевр готической архитектуры
Cлайд 20
Собор Дуомо — наиболее значительный памятник готического стиля в Италии. Строительные работы начались в 1386 под покровительством миланского герцога Висконти, который привлек к работе немецких мастеров, что вызвало немало раздоров и частую смену архитекторов (до 1402 более 50 человек).
Cлайд 21
Сиенский собор (Италия) потрясает. Его величественный западный фасад, спроектированный Джованни Пизано, являет великолепный образец итальянской готической архитектуры. Храм был освещен 18 ноября 1179 года. Закладка собора относится к 1220-м годам. На его месте находилась более древняя постройка.
Cлайд 22
Костел Св. Анны - шедевр зрелой готики Литвы, памятник архитектуры - построен в конце XV века, впервые в письменных источниках упоминается в 1501 г. После пожара в 1564 г. он был отстроен, открыт в 1581 г. С тех пор за 400 лет своего существования - его внешний облик больше не менялся.
Cлайд 23
Эта коронационная церковь и усыпальница английских королей – великолепный образец готической архитектуры. Ее построил в ХI веке Эдвард Исповедник на месте, где еще раньше находилось бенидиктинское аббатство.