Иконописные изображения известны на Руси с X века. За 11 веков существования русская икона прошла большой путь развития. Появились выдающиеся иконописцы, сложились иконописные школы.
Cлайд 4
В X – XII веках иконописные образы выполнялись преимущественно в технике мозаики, которая пришла в Киевскую Русь из Византии. Дмитрий Солунский. Мозаика из Михайловского собора в Киеве.
Cлайд 5
Выполняли мозаичные работы в Киевской Руси также византийские мастера. Иоанн Златоуст. Мозаика из Софийского собора в Киеве.
Cлайд 6
Поэтому так похожи византийские и киевские мозаики. Апостолы. Мозаика из собора св. Фомы в Дафни. Апостолы. Мозаика из Михайловского собора в Киеве.
Cлайд 7
Первые иконы на досках появились на Руси также из Византии. Ангел «Златые власы». Конец XII века.
Cлайд 8
В это бурное время идея защиты часто воплощалась в образе Георгия Победоносца. Георгий Победоносец. Начало XII века.
Cлайд 9
Суровость веры воплощена в образе Спаса Нерукотворного. Спас Нерукотворный. Середина XII века.
Cлайд 10
Самой известной византийской иконой на Руси является «Богоматерь Владимирская», выполненная в Константинополе. Богоматерь Владимирская. Начало XII века.
Cлайд 11
Икона настолько созвучна русскому идеалу материнской любви и защиты, что из Киева ее тайно вывезли во Владимир, а затем торжественно перенесли в Москву для защиты земли русской.
Cлайд 12
В это же время, в новгородских и псковских землях, менее подверженных влиянию Византии, возникают свои, национальные школы иконописи. Здесь даже появляются авторские иконы. Алекса Петров. Святитель Николай. XIII век. Новгород.
Cлайд 13
Новгородские и псковские иконы суровы по духу, как суровы люди в северных землях. Божья Матерь. XIII век. Псков.
Cлайд 14
Общий колорит икон темный. Часто используются темно-красные и коричневые краски. Успение Пресвятой Богородицы. XIII век. Новгород.
Cлайд 15
В изображении ясно выделен линейный рисунок. Спас на престоле. XIV век. Новгород.
Cлайд 16
Гораздо мягче письмо иконописцев владимиро-суздальской школы. Апостолы Петр и Павел. XIII век. Владимир.
Cлайд 17
Линии здесь более изысканы, цвета мягче. Богоматерь Одигитрия. XIII век. Суздаль.
Cлайд 18
В конце XIV века наступает расцвет древнерусского искусства. Не случайно многие исследователи называют конец XIV века – начало XV века «русским возрождением». Именно тогда в историю иконописи входят имена Феофана Грека, Дионисия, Андрея Рублева.
Cлайд 19
Византийский мастер Феофан, прозванный Греком, создал в новгородских церквях целую галерею монументальных образов. Феофан Грек. Илья Пророк. 1378.
Даже пластика тела, жесты святых передают простые бытовые движения. Феофан Грек. Иоанн Предтеча. 1405.
Cлайд 22
С особой силой проявляется мастерство иконописца в тонкой проработке ликов святых. Феофан Грек. Богородица. 1405.
Cлайд 23
В XV веке первенство среди русских городов перешло к Москве. В соборах Московского Кремля работали тогда лучшие иконописцы. Одним из них был мастер Дионисий. Дионисий. Богоматерь Одигитрия. 1482.
Cлайд 24
По точности рисунка и изяществу линий Дионисий был тогда одним из первых иконописцев Руси. Дионисий. Распятие. Ок. 1500.
Cлайд 25
В XV веке первое место среди русских иконописцев занимает Андрей Рублев. Андрей Рублев. Преображение. 1405.
Cлайд 26
В 1408 году он вместе с Даниилом Черным расписывает Успенский собор Владимирского кремля. Даниил Черный и Андрей Рублев. Голова ангела. 1408.
Cлайд 27
Образы его обладают необычайной силой, проявляющейся как в точности линий, так и в насыщенности красок. Андрей Рублев. Спас в силах. 1400-10.
Cлайд 28
Андрей Рублев. Спас. 1410-20.
Cлайд 29
Техническая точность работ Андрея Рублева всегда передает глубокий символический смысл. Андрей Рублев. Троица. 1422-27.
Cлайд 30
В 1988 году русская православная церковь причислила Андрея Рублева к лику святых. Андрей Рублев. 1988.
Cлайд 31
В XVII веке в русскую икону проникают живописные приемы из Западной Европы. Симон Ушаков. Христос. 1697.
Cлайд 32
Как и вся церковная жизнь иконопись все более подчиняется государственным нуждам, становясь подчас средством политической борьбы. Симон Ушаков. Насаждение древа государства Московского. 1668.
Cлайд 33
Наиболее преуспели в этом иконописцы «строгановской школы», среди которых самым ярким был Симон Ушаков. Симон Ушаков. Троица. 1668.
Cлайд 34
Тогда же, в XVII веке, икона вплотную подошла к портретной живописи. Неизвестный художник. Князь Скопин-Шуйский. 1630.