Анализ и интерпретация поэтического текста Владимир Высоцкий «БРАТСКИЕ МОГИЛЫ»
Cлайд 2
1-ый этап урока: подготовка к восприятию нового материала - слово учителя о Высоцком, его жизненном кредо - словарная работа: кредо – твердые убеждения, взгляды - опережающее задание: «Я не люблю» чтение наизусть 2-ой этап урока: восприятие и осмысление материала по теме Словарная работа: интерпретация – толкование, раскрытие смысла, разъяснение того или иного текста -примерный план анализа поэтического произведения - основные законы поэзии, опорная схема - анализ стихотворения «Братские могилы»
Cлайд 3
3-ий этап урока - обобщение проделанной работы - «Братские могилы» в исполнении автора - групповое творческое задание: определение пафоса стихотворения, его идеи, актуальности темы. -рефлексия - домашнее задание: сочинение «Мое открытие Высоцкого» Эпиграф к уроку: Носил он совесть близко к сердцу, Как носит свой осколок ветеран…
Cлайд 4
Анализ помогает понять глубинный смысл стихотворения, заключенные в нем идеи, образы, чувства, и то, какими средствами они создаются. В художественном тексте каждое слово, каждый знак несет информацию. Эта информация может быть второстепенной и даже третьестепенной, но помогает понять оттенки общего смысла. Случайность деталей исключается самим понятием искусства. В художественном тексте все закономерно.
Cлайд 5
Поэтическая идея «путем зерна» прорастает из каждого слова. Сухие лингвистические факты развертываются в яркие картины и образы. Здесь важно взаимодействие элементов художественного текста. Изменения, происходящие в языке, не влияют на стабильность текста. Он продолжает нести ту информацию, которая была заложена первоначально. Значение слов, их стилистическая окраска – величина постоянная.
Cлайд 6
Стихи Высоцкого вошли в нашу жизнь без спроса, без утверждения в инстанциях, без разрешения сверху. И расположились они в самом надежном хранилище – в людской памяти.
Cлайд 7
Высоцкий был одним из лидеров становления такого типа сознания, которое мы сегодня называем плюрализмом. Он наглядно продемонстрировал, какой мощный источник энергии во множественности взглядов на жизнь. В его стихах реальная многоголосица нашей очень пестрой и очень разной жизни, близость к этой реальной жизни. Способность понимать чужие взгляды, новая глубина социального видения – вот что такое феномен Высоцкого.
Cлайд 8
В чем секрет его популярности? В яркой гражданственности. Гражданственность – это человеческая сущность поэта, проникновение в самую суть времени. Это не просто отклик на какое-то событие, а поступок.
Cлайд 9
Он затронул важные и больные моменты нашей истории: рассказал о войне, о летчиках-асах и солдатах штрафных батальонов, о трудном послевоенном времени, о стройках и космонавтах, об обывателях и йогах, но главным героем его произведений была правда. Правда о самом себе, о современниках, о нашей истории. Стихи Высоцкого поражают убедительной честностью и умной простотой.
Cлайд 10
В чем кредо Высоцкого? Об этом он говорил в своих стихах. «Я НЕ ЛЮБЛЮ» – одно из таких стихотворений., которое мы послушаем.
Cлайд 11
Одно из самых известных стихотворений Высоцкого «Братские могилы» было написано в 1964 году. Этой песней он чаще всего начинал свои публичные выступления
Cлайд 12
Сегодня мы будем читать это стихотворение, но не просто читать, а попытаемся с помощью анализа раскрыть его смысл, то есть займемся интерпретацией. Работаем по примерному плану анализа поэтического текста
Cлайд 13
1. Внетекстовые связи ( эпоха, факты биографии, время и место написания, обстоятельства жизни 2. Композиция – построение произведения В стихотворении 4 катрена. Катрен – самая распространенная форма строфы в поэзии. В конце произведения повторяются начальные строки, значит, композиция кольцевая, которая сужает и концентрирует смысловое пространство. Сюжет отсутствует, на первом плане чувства поэта, его оценка событий.
Cлайд 14
3. Ритм и интонация. В интонировании свой закон, он вписан в текст особой записью стихотворной речи. Ритм создает характер речи, придает выразительность. Начинают звучать звуковые повторы, насыщенные поэтическим смыслом. Становятся значимыми и количество слогов в строке, и порядок ударения. Ритмика соединяется со смыслом. Стихотворение написано амфибрахием, что придает ему торжественность и строгость.( амфибрахием написан гимн Росии) 4. Размышление над словом. Каждое слово, каждый изобразительный прием имеют значение для раскрытия смысла стихотворения. Находим идиоглоссы, обладающие смысловой многогранностью. Вступая во взаимодействие друг с другом, они устанавливают ассоциативные связи и образуют поэтический мир стихотворения. Это доминанты, концентрирующие в себе идейно-эстетический смысл.
Cлайд 15
5. Пафос 6. Идея 7. – актуальность тематики – все это вместе дает полное толкование стихотворного произведения Изобразим схематично основные законы поэзии, которые возводят произведение к вершинам поэтического творчества.
Cлайд 16
Представим стихотворение в виде пирамиды: основание , фундамент – это душа и чувства поэта, кирпичами будут лаконизм, ритмика, звукопись, образность, а вот связующим раствором будут гражданственность и философичность
Cлайд 17
1- катрен. Строгие , чеканные строки( в каждой строке – глагол, фонетически точная рифма) создают эмоциональную взволнованность, сопереживание. Картина окружающей реальности, нарисованная в строфе, говорит о чувствах автора, о его осознании величия подвига наших солдат. Нет адресов у этих могил, а боль утраты настолько велика и горька, что можно только скорбно молчать у Вечного огня. Нет крестов на этих могилах – тут требуется особый памятник. ( вечный огонь – символ) Цветы к этому памятнику от тех, в ком жива память ( неопределенно-личные предложения)
Cлайд 18
2-ой катрен В первой строке – реальная картина страшных сражений. Точная метафора передает весь накал боев. А в следующей строке – противопоставление.( глаголы в 1 строке, во 2 – их нет) Ревущий грохот сменяет покой гранитных плит., под которыми спят вечным сном известные и безымянные защитники Отечества
Cлайд 19
В третьей и четвертой строке идет смысловая перекличка : одна судьба – все судьбы как одна. Все объединены общей бедой, общей судьбой. Это подчеркнуто и моноритмом. Отметим аллитерацию и ассонанс, создающие звуковое оформление строфы.
Cлайд 20
3 строфа – это целый звукосмысловой комплекс. Здесь с помощью анафоры выдвигается слово горящий. Это слово - путь к созданию ключевого образа. Роль анафоры экспрессивная и ритмообразующая. Также анафора придает строфе смысловую целостность, в результате возникает единый смысловой образ – образ символический.
Cлайд 21
В Вечном огне отблески огня горящих русских хат, за которые с горящим от праведного гнева и любви сердцем солдат погибал в горящем танке. В этом огне и зарево поверженного рейхстага. Характерная для Высоцкого звукопись с помощью аллитераций и ассонансов создает почти осязаемые ощущения.
Cлайд 22
Сила ассоциативных сцеплений увеличивает глубину произведения. Ярче всего пылает огонь горящего солдатского сердца, великого сердца солдата-защитника. ( соотнесение с сердцем Данко)
Cлайд 23
Не может такое сердце погаснуть бесследно! Его отблески в том особенном памятнике, к которому несут цветы. Горит Вечный огонь. Но разве от этого легче? Заключительная строка стихотворного произведения – это последний аккорд, несущий смысловую нагрузку.
Cлайд 24
Сама форма вопроса – одна из сильных позиций в тексте. Вопрос поставлен так, что ответ нам ясен. Три строчки последней строфы отделены от заключительной строки многоточием., то есть паузой. Эта пауза, графически обозначенная многоточием, несет глубокий смысл. Реалии первых строк не могут слиться с последним вопросом
Cлайд 25
Задумаемся над этим вопросом! Долг памяти выполнен, но долг совести, голос сердца не дает нам покоя. Они ушли молодыми, сгорели в чудовищном пламени войны, мы потеряли миллионы жизней! И не забыть их, и не вернуть, и не предать их памяти…