Архитектурный ансамбль Спасо-Кижского погоста, XVII в. Поначалу этот музей возник на небольшои безлесном и почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. А когда-то здесь было обширное поселение, именуемое в новгородских писцовых книгах "Спасский Кижский погост". Кижский - от названия острова, а Спасский - от названия церкви на погосте острова.
Cлайд 3
Часовня Михаила Архангела, XVII-XVIII в. Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из архитектурных жемчужин Русского Севера. Кроме того, как и многие другие часовни, она была самым красивым строением деревни и дарила жителям немало светлых, праздничных минут.
Cлайд 4
Церковь Воскресения, 1776 г. Суздаль (Музей деревянного зодчества)
Cлайд 5
Спасо-Преображенская церковь, XVII в. Многоглавая Преображенская церковь была возведена в 1714 году, в самый разгар Северной войны, на месте старого, сгоревшего от удара молнии храма.
Cлайд 6
Часовня Успения Богородицы, XVIII в. Старинное кижское строение уже в течение трех веков стоит на берегу Онежского озера (бревна часовни срублены в 1702 г). Как и раньше, часовня служит ориентиром для рыбаков. Ее небольшой силуэт придает островной деревне особое обаяние простоты, надежности и гармонии.
Cлайд 7
Вознесенская кубоватая церковь, 1669 г. Село Кушерека Онежского района На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.
Cлайд 8
Дом-двор Русиновой. Деревня Кондратьевская. Русиновы - богатая купеческая семья XVII века. Точное время постройки сохранившихся палат неизвестно; предположительно, они были поставлены в середине XVII столетия.
Cлайд 9
Часовня Трех Святителей, XVII в. Деревня Кавгора На самом высоком холме лесистой местности в Кондопожском районе Карелии когда-то располагалась деревня Кавгора. Здесь, окруженная кольцом валунов, в соседстве с елями-великанами высилась часовня Трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.
Cлайд 10
Дом Сергеевой из деревни Липовицы, конец XIX - начало XX вв. Типичный заонежский дом, построенный на рубеже веков, в котором старинные конструктивные приемы сочетаются с новыми тенденциями деревянного зодчества. Прекрасный образец народного строительного искусства.
Cлайд 11
Спасо-Преображенская церковь (фрагмент), XVIII в. Суздаль (Музей деревянного зодчества)
Cлайд 12
Часовня Богоматери всех Скорбящих Радости, XVIII в. Деревня Еглово. Это традиционное заонежское строение. история его создания во многом не ясна. До 1882 г. включительно в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 в. ее перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и кровельным железом. Восстановлена в 1983-1984 гг.
Cлайд 13
Часовня Святого Макария, XVIII в. Деревня Федоровская. Большое распространение на Русском Севере получили часовни, которые часто строились без разрешения церковных властей. Такая особенность обусловила большое влияние крестьянских вкусов на архитектуру этих сооружений.
Cлайд 14
Дом Ошевнева (фрагмент веранды), 1876. Деревня Ошевнево Один из наиболее распространенных в Заонежье домов-комплексов, получивших название "кошель". Под одной крышей объеденены избы, кладовые, сараи, скотные дворы с хлевом и сеновалы. Нарядная часть дома, обращенная к озеру, отводилась под жилье.
Cлайд 15
Дом Серегина, 1884 г. Деревня Мунозеро. В родной деревне дом стоял на единственной улице, протянувшейся вдоль озера, и выделялся среди других домов своими громадными размерами и богатым декоративным убранством. В Заонежье такие дома не были редкостью.
Cлайд 16
Ветряные мельницы-столбовки на "ряже", XIX в. "Столбовыми" мельницы названы за то, что их амбар покоится на столбе. Конечно, амбар покоится не только на столбе, но на срубе-ряже (от слова "режь"- бревна, врубленные не плотно, а с прозорами). Ряжи у столбовок могут быть разной формы и высоты, но не выше 4 метров.
Cлайд 17
Церковь Спаса из села Фоминское, XVIII в. Кострома. Самая интересная клетская церковь начала XVII века из села Фоминское Костромского района.
Cлайд 18
Церковь Преображения из села Спас-Вежи на территории Ипатьевского монастыря. Кострома. Судя по писцовым книгам, церковь построена в 1628 году. Это самая большая из сохранившихся до наших дней деревянных клетских церквей.
Cлайд 19
Церковь Собора Богоматери из села Холм, XVI в. Кострома. Согласно некоторым древним письменным источникам, была выстроена в 1552 году. Самый старый дошедший до наших дней памятник деревянного зодчества Костромской области. Церковь дошла до нас в перестроенном виде, изменения коснулись верхней, венчающей части здания, и частично его основания.
Cлайд 20
Архитектурный ансамбль Спасо-Кижского погоста, XVII в. Тысячи людей спешат сюда, на остров Кижи, чтобы увидеть "восьмое чудо света", сотворенное простыми заонежскими крестьянами. Сейчас здесь музей-заповедник народного деревянного зодчества.
Cлайд 21
Церковь Иоанна Богослова на реке Ишни, 1687-1689 гг. Ростов, Ярославская область. Ни об одном памятнике на Ростовской земле не сложено столько легенд, сколько об этой небольшой рубленой церкви. Самая поэтичная из них говорит, что церковь не строили, она сама приплыла из озера по реке Ишни в готовом виде и встала, где стоит и сейчас.
Cлайд 22
Церковь Николы из села Глотово, 1776 г. Суздальский кремль Привезена в Суздаль в 1960 г. как первый экспонат будщего Музея деревянного зодчества. Является произведением народного плотницкого искусства; срублена топором с применением деревянных гвоздей. Венцы бревен соединены "в обло" (с остатком). Скромная "клетская" церковь обычно служила зимней (теплой) в паре с более обширным и нарядным холодным (летним) храмом.