Мостик. Саввинская слобода под Звенигородом, 1884 год. Мостик, брёвна, ивы, солнце, покосившиеся избы и зелёная трава. Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу.
Cлайд 3
К величайшим шедеврам весенней лирики относится картина «Весна. Большая вода» (1897 год). Звонкое, голубое небо, струящиеся ввысь белые берёзы и деревца, плывущие вдали избы, утлая лодка, сливаются в ней в мелодичное, чистое, прозрачное целое. И всматриваясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего дня.
Cлайд 4
Вечер. Золотой Плёс. 1899 год. Один из шедевров, созданных Левитаном. С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворённой тишины, мягкое сияние предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой…Всё наполнено драгоценным чувством целостности и красоты бытия, и, кажется, что сейчас ударит колокол, и полотно задрожит в такт его ударам.
Cлайд 5
После дождя. Плёс, 1889 год -ещё один шедевр созданный Левитаном в Плёсе. Картина пронизана ощущением всеобщности движения жизни, дыхания как бы умывшейся, обновлённой, окроплённой святой водой природы. С этого произведения начинается знаменитая «поэтика неба» в творчестве Левитана. Никто ещё до него не писал русское небо так сильно, душевно и разнообразно.
Cлайд 6
Сохранились свидетельства о том, что после появления на передвижной выставке картины «Тихая обитель» в 1891 году имя Левитана было «на устах всей интеллигентной Москвы». Люди приходили на выставку только для того, чтобы ещё раз увидеть картину, говорившую что-то очень важное их сердцам, и благодарили художника за «блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие, которое вызвал этот тихий уголок земли русской, изолированный от всего мира и всех лицемерных наших дел».
Cлайд 7
Прославленная картина «Вечерний звон» была создана мастером под впечатлением от двух монастырей: под Звенигородом и на Волге. Картина является состоянием души, когда человек видит старинный монастырь в золотых лучах заката, и слышит головокружительный перезвон колоколов, зовущих то ли на службу, то ли в небо за журавлями…
Cлайд 8
Владимирка, Владимирский тракт-дорога, по которой на протяжении многих лет через всю Россию шли ссыльные, отправленные на каторгу в Сибирь. В картине Левитана соединились и его гражданское неравнодушие к несчастным, и любовь художника к родной земле. Картина является одной из самых сильных и зрелых работ в творчестве великого мастера. Она была подарена им Павлу Третьякову, основателю Третьяковской галереи.
Cлайд 9
«Над вечным покоем»- одна из самых мрачных, и, вместе с тем, значительных работ Левитана, о которой сам он писал в письме к Павлу Третьякову: «В ней-я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием…» Эту картину один из друзей художника назвал «реквиемом самому себе».
Cлайд 10
У омута. Одна из трёх больших картин Левитана, написанных в первой половине 1890-х годов, и входивших в так называемую «мрачную трилогию» (наряду с Владимиркой и Вечным покоем). Картина была слишком личной для художника. Михаил Нестеров, близкий друг художника, верно заметил, что Омут отражает глубокий личный опыт художника, которому приходилось немало бродить над пропастями нашей жизни.