Картины русских художников на исторические и библейские сюжеты Цель: познакомить учащихся со страницами жизни В.Сурикова и Н.Ге; Вспомнить исторические события, которые легли в основу их художественных полотен; Формировать культуру прочтения Библии, подчеркнуть, как велика её роль в контексте мировой культуры на примере полотен Ге; развивать устную монологическую речь, учить читать «картину».
Cлайд 2
Это художественно воссозданная национальная история, главным героем которой является народ. А.Иванов Краткие сведения из биографии Василия Ивановича Сурикова. 1848- родился в Красноярском крае. Потомок тех казаков, что пришли в Сибирь с Ермаком. 1868 – приезд в Петербург. 1869- Академия художеств в Петербурге, по окончании которой поселился в Москве. После смерти жены в конце 80-х возвращается на родину. Умер в 1916г.
Cлайд 3
Исторические полотна В.Сурикова
Cлайд 4
Фрагмент «утро стрелецкой казни» Главные герои –стрельцы. Обряженные в белые рубахи, со свечами в руках, в сопровождении жен и детей, они привезены на казнь. Доминантой композиции служит исполненый гнева и непокорности взгляд стрельца, скрещивающийся со взглядом Петра. Это столкновение не на жизь, а на смерть двух миров – умирающей Древней Руси и новой России.
Cлайд 5
Фрагмент… Взгляд Петра и ужас жены казенного стрельца.
Cлайд 6
Гибель стрельцов предрешена, но восхищает их личная отвага, достоинство, сдерженность перед лицом смерти.
Cлайд 7
«меншиков в Березове» Орел которому тесно в клетке… В Суриков
Cлайд 8
«Боярыня Морозова» 1887 Героиня, которую везут на крестьянских санях по московским улицам то ли на допрос, то ли уже в ссылку.
Cлайд 9
«…я на картине сперва толпу нарисовал, а после её. И как напишу её лицо – толпа бьет… В толпе терялась.» Он увидел её в лице уральской старообрядки: «Я с неё писал…и как вставил в картину, она всех победила».
Cлайд 10
Василий Ивановия Суриков
Cлайд 11
Исторические полотна И.РЕпина
Cлайд 12
«Иван Грозный и сын его Иван»
Cлайд 13
«Довольно крови» – крикнул раскольник А.Балашов.
Cлайд 14
«Отказ от исповеди» Сцена, в которой художник хотел воздать должное бесстрашию революционеров.
Cлайд 15
«Запарожцы» Могучая вольница Запорожской Сечи!
Cлайд 16
«Петр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе»1871 Н.Ге Тема – борьба двух мировоззрений. Трагедия конфликта личных чувств и государственных интересов.
Cлайд 17
Сведения из биографии Н.Ге 1831- родился в Воронеже в год страшной холеры, от которой спустя 3 месяца умерла его мать. В гимназии ему предсказывали будущность художника, но Ге не верил в свои силы и поступил на математический факультет Киевского университета. 1848-49- университет в Петербурге и посещение Эрмитажа. 1850- Академия художеств. 1856 –Большая золотая медаль. Поездка в Европу: Германия, Швейцария, Франция, Италия. 1869 – возвращение в Россию. 1869-1875- петербургский период, близость к передвижникам. 1876-1894- хутор черниговской губернии, увлечение идеями Толстого.
Cлайд 18
Полотна Н.Ге на библейские сюжеты Апостолы повержены в смятение и тревогу словами учителя: «Один из вас предаст меня».
Cлайд 19
«Голгофа»
Cлайд 20
«Христос в пустыне» И.Крамского Картина написана на библейский сюжет: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». В 1878 году к Крамскому с просьбой разрешить спор обратились два человека. Они просили объяснить значение картины. Художник говорил: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево?».