Метод проектов как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности обучающихся Учитель математики: Гущина А.Ю.
Cлайд 2
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, И я научусь. Конфуций
Cлайд 3
Метод проектов – далеко не открытие наших дней, он возник в начале прошлого века в США и используется не только в школьном образовании.
Cлайд 4
Что же такое проект? Проект - происходит от латинского projectus. Его буквальный перевод – «брошенный вперед» - уже объясняет многое. В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют: а) совокупность документов, необходимых для создания какого либо сооружения или изделия; б) предварительный текст какого – либо документа; в) какой – либо замысел или план.
Cлайд 5
история и корни В начале ХХ века американский философ и педагог Дж.Дьюи и его последователь В.Х Килпатрик стали авторами «метода проектов». Суть новаторской идеи заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли собственные проекты. Так, решая какую-либо задачу, они включались в реальную деятельность и овладевали новыми знаниями.
Cлайд 6
В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение Дети выполняют «проекты» - конкретные задания, связанные с учебным материалом. Важная роль в организации этой деятельности – умение учителя типологизировать проект – определить в нем приоритетное направление и соответственно разработать цели, методику реализации и содержание.
Cлайд 7
Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности и творчества Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно – урочной системе. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности( творчества) и одновременно формирования определенных личностных качеств. http://aida.ucoz.ru
Cлайд 8
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность.
Cлайд 9
Типы учебных проектов Исследовательские проекты Творческие проекты Информационные проекты Социально значимые проекты Телекоммуникационные(информационные) проекты Труд учителя - ежедневное проектирование
Cлайд 10
Исследовательские проекты Исследовательские проекты разрабатываются по строго определенной схеме. Обоснование актуальности, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.
Cлайд 11
SOS Задача: Два десятилитровых ведра наполнены водой. Из первого сначала выливают1/2 ведра воды, затем выливают 1/5 оставшегося количества воды. Из второго, наоборот, сначала выливают 1/5 ведра воды, а потом 1/2 оставшегося количества воды. В каком ведре останется воды больше? Исследовательский проект в 5 классе - решение нестандартных задач на уроке- экспедиции «Необыкновенное путешествие с обыкновенными дробями» 1 ведро 2 ведро Было 10 л 10 л Отлили 1 раз 1/2ведра 1/5 ведра Отлили 2 раз 1/5 оставшегося количества воды 1/2 оставшегося количества воды
Cлайд 12
РЕШЕНИЕ: 10 5 4 8 4
Cлайд 13
Кофе с молоком Исследовательский проект в 5 классе - решение нестандартных задач на уроке- экспедиции «Необыкновенное путешествие с обыкновенными дробями»
Cлайд 14
Я отпил 1/4чашечки кофе и долил её молоком. Потом выпил 1/2чашечки и снова долил её доверху молоком.
Cлайд 15
Потом я выпил четверть чашечки и опять долил её молоком. … И тогда я выпил полную чашечку целиком…
Cлайд 16
Чего я выпил больше – кофе или молока?
Cлайд 17
Модель кофепития
Cлайд 18
Решение Надо посчитать в долях кофейной чашечки, сколько же я доливал в неё молока: 1/4 +1/2+1/4=1 Получается целая чашечка молока. Следовательно, я выпил чашечку кофе и столько же молока.
Cлайд 19
Творческие проекты Творческие проекты – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата, но результаты оформляются в продуманной завершенной форме. Творческие проекты по математике ученики начинают выполнять в 5 классе. Эти проектные задания всегда объявляются, как конкурс.
Cлайд 20
Центр творческих инициатив «Snail» Дистанционный конкурс «Занимательная математика» 3122, Солнцев Кирилл, ФМШ №32, Астрахань Сказка о треугольниках. Жила на свете важная геометрическая фигура. Важность её признавалась всеми людьми, ибо при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Любимая песенка этой чудо фигуры: Меня знает каждый школьник, И зовусь я треугольник. У меня вершины три, Также три и стороны. Два угла при основании мои равны и боковые стороны одинаковые, думал треугольник и решил назвать себя равнобедренным. Скучно было равнобедренному треугольнику одному, отправился он искать друзей. Встречает как-то фигуру: стороны три и угла три. Вот только один угол прямой! Ура! Это прямоугольный треугольник! Стали они дружить. Вместе трудиться, вместе веселиться. Как – то встретили отрезок и решили поэкспериментировать: приложили его одним концом к вершине, а другим к середине противоположной стороны. Красота, это будет МЕДИАНА! Попробуем ещё – поделим угол пополам! Все также скачет по углам Веселая, смешная крыса. Мы делим радость пополам, А делит угол биссектриса. Вот так они проводили досуг. Однажды гуляя по лесу, встретили очень похожую парочку. Познакомились и стали играть в сравнение. Прижался равнобедренный треугольник к похожему на себя и все точки совпали. Ура! Мы одинаковые. Думали они о равенстве думали и придумали три теоремы: -если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то треугольники равны; - если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника равны соответственно стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то треугольники равны; - если три стороны одного треугольника равны соответственно трем сторонам другого треугольника, то треугольники равны. Много времени проводят вместе друзья и встречают новых.
Cлайд 21
Центр творческих инициатив «Snail» Дистанционный конкурс «Занимательная математика» 4126, Иванова Елизавета, ФМШ №32, Астрахань ПИРАМИДКА ПОТЕРЯЛАСЬ. Однажды Шар, Куб и Пирамида отправились на прогулку в город. Все, что им попадалось на глаза, они сравнивали с собой. - Этот дом похож на меня!- радостно восклицал Куб - А вот этот фонарик похож на меня! – вторил Шар. - А автобус на меня! - А колеса автобуса на меня! И только Пирамида шла молча. Шар и Куб не замечали грусть пирамиды. Они веселись от души. А когда присели на лавочку отдохнуть, то пирамиды не оказалось рядом. - Пирамида, где ты?! – закричал взволнованный Шар. Это мы виноваты, - сказал Куб. – Мы так увлеклись собой, что не заметили пропажи нашей Пирамидки. Что теперь делать? Они побежали по своим следам обратно. - Вот она! – радостно закричал шар. - Это не наша Пирамидка, это всего лишь крыша от зонтика над песочником. - Вот она! – вновь закричал Шар через несколько минут. - Это тоже не она, - печально ответил Куб. – Это постриженная под пирамиду елка. На улице становилось темно. Друзья были в отчаянии. - Пирамидка! – во все горло закричал Шар. – Вернись! Мы тебя Любим! Да здесь я! - тихо ответила пирамидка. - Я тут немного заблудилась в поисках предметов, похожих на меня. Ничего не нашла, - печально дополнила она. - Зато мы, мы нашли! – радовался Шар. – И тебя, и предметы, похожие на тебя. Теперь мы тебя не потеряем, - важно сказал Куб. – Мы знаем, что ты у нас самая лучшая! Пятигранная! И на тебя похожие предметы есть, хоть их и мало. Ты у нас оригинальная! - Ладно вам подлизываться,- улыбнулась Пирамидка. – Вы меня сначала и замечать-то не хотели. - Извини нас. Мы так больше не будем! Пойдем домой. Вскоре друзья вернулись в свой кубический дом с круглым окном и пирамидальной крышей и больше не ссорились.
Cлайд 22
Центр творческих инициатив «Snail» Дистанционный конкурс «Занимательная математика» Захарова Оксана, ФМШ №32, Астрахань Стремление ввысь Когда-то давно, в том мире, который мало известен или неизвестен нам совсем, расстилались широкие долины, покрытые зеленью и цветами. Но в мире этом везде каждое живое существо сопровождала наука – геометрия. И никто не мог без нее ни на шаг двинуться и не мог произнести без нее слова. Треугольные цветы во всем своем великолепии сверкали под золотистым шарообразным солнцем, освещавшим плоскую как прямая землю, покрытую прямоугольной травой. Повсюду над головой плыли эллипсы – белые облака. Иногда бесконечные лучи солнца скрывались в черных эллипсах – мрачных тучах, и тогда над всей Геометрией наступала пасмурная, дождливая погода. Дождь небольшими отрезками смачивал плоскую землю водой, давая ей возможность пропитаться, а треугольным разноцветным цветам увеличить свой рост. Потом ветер разгонял мрачные эллипсы, и золотистый шар ослеплял плоскую как прямая землю. В общем, с одной стороны это был тот мир, Ким все мы его знаем, но с другой, это был неизведанный таинственный мир, где протекала своя, быстротечная жизнь, полная приключений. Однажды треугольные цветы спросили у плоской земли: «А мы когда-нибудь дотянемся до солнца?» Отвечала им плоская земля, покрытая травою: «Все земное, что есть, никогда не овладеет небом, оно не принадлежит нам». И тогда вмешалось шарообразное светило: «Но ведь мои эллипсы дают возможность расти твоим цветам, - сказало оно земле, - так почему же им не дотянуться до нас?» Земля, вздохнув, ответила: «Все что принадлежит мне не принадлежит тебе и все твое не мое. Мы живем в трехмерном пространстве, и геометрия никогда не позволит слиться всему воедино». «Пожалуй, но ничего плохого не будет в том, если мечта людей тянуться ввысь осуществиться!», - «Но тогда люди уже не будут ценить того, что у них есть, мир превратится в бессмыслицу. А Геометрия не допустит этого. Живите там где живете и не стремитесь постигнуть того, чего вам постигнуть не дано». После недолгого раздумья шарообразное Солнце согласилось, и больше не тревожило плоскую землю, а цветы продолжали естественный круговорот – рождались, росли, умирали.
Cлайд 23
Найти внешние углы и щёлкни по ним мышкой. Не верно! Верно! Верно! Не верно! Верно! Верно! Верно! Верно! Не верно! Булавин П. Фрагмент проекта по геометрии.
Cлайд 24
Информационные проекты Информационные проекты – сбор информации, ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов.
Cлайд 25
Социально значимые Социально значимые – с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-то группы людей; требует распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы. Вообще, четкой грани в классификации нет, т.к. проект может нести черты и информационного и социально значимого и телекоммуникационного.
Cлайд 26
Телекоммуникационные (информационные) проекты Телекоммуникационные (информационные) проекты – позволяют учителям и учащимся из разных городов и стран общаться друг с другом. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, которая имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. По своей сути они всегда социальны, межпредметны, межрегиональны.
Cлайд 27
Российский Детский Интернет-Фестиваль УМНИК www.childfest.ru Телекоммуникационные (информационные) проекты
Cлайд 28
Конкурс VCT-проектов требует вовлечения учеников, поскольку проект должен быть реализован в классе. "ВиЭкс-М2010" Виртуальная Экспозиция-Мастерская мультимедийных уроков и занятий К О Н К У Р С Ы «Internet в школах не только для учеников, но и для учителей, чтобы они пополняли свои знания» Дмитрий Медведев,президент России http://www.it-n.ru/
Cлайд 29
К О Н К У Р С ы Проектное деятельность учителя также предполагает получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления Конкурс «ИКТ» - Учитель http://www.intergu.ru/kuk/ http://edu.of.ru/nahodki/ http://www.rospedclub.ru/
Cлайд 30
Труд учителя – ежедневное проектирование.
Cлайд 31
Применение метода на внеурочных занятиях Здесь над педагогом не довлеет школьная программа и обязательный минимум знаний, который мы должны дать ученику. Поэтому проектной работой на таких занятиях может стать итог любой творческой и исследовательской деятельности.
Cлайд 32
Исследовательский проект выполняется на материале конкретного предмета интегрируется смежная тематика нескольких предметов например, “Дом, в котором я хочу жить” Монопредметным Межпредметным Надпредметным
Cлайд 33
Перспективные проекты учащихся по истории математики
Cлайд 34
Перспективные проекты учащихся по истории математики Десятичная система счисления. История развития. О происхождении обыкновенных дробей. Дроби у разных народов Десятичные дроби. Виды. История развития. Из истории нуля. Проценты. Ферма. Малая и большая теоремы. Пифагор и его школа. Метрическая система мер. Эратосфен. Просеем числа решетом. Приемы быстрого счета. Восточные игры с числами. Число p. Аксиоматика Пеано натурального ряда чисел. Архимед и математика. Женщины-математики. Гаусс и математика. Числа Фибоначчи. 5А, 7Г классы
Cлайд 35
Проектное обучение обладает рядом преимуществ Во-вторых, овладение мыслительными процессами определяется как синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование. В-третьих, появляется интерес, усиливается мотивация личностного роста, изменения себя. В-четвертых, изменяется роль учителя. Учитель – организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся.
Cлайд 36
Методика работы группы состоит из нескольких стадий: Подготовка к работе над проектом; Выбор проблемы; Сбор информации; Разработка собственного варианта решения проблем; Подготовка к защите проекта; Презентация проекта; Рефлексия.
Cлайд 37
Этапы В свою очередь эти стадии можно разбить на следующие этапы: I – погружение в проект; II – организация деятельности; III - осуществление деятельности; IV – презентация проектов.
Cлайд 38
Работу каждого участника проектной деятельности на разных этапах можно пояснить с помощью таблицы: Учитель Учащиеся 1-й этап Формулирует Осуществляют Проблему проекта Личностное присвоение проблемы Сюжетную ситуацию Вживание в ситуацию Цель и задачи Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач
Cлайд 39
2 этап Организует деятельность - предлагает Осуществляют Организовать группы Разбивку на группы Распределить амплуа в группах Распределение ролей в группе Спланировать деятельность по решению задач проекта Планирование работы Возможные формы презентации результатов Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов 3 этап Не участвует Работают активно и самостоятельно Но консультирует учащихся по необходимости Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща Ненавязчиво контролирует Консультируются по необходимости Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость «добывают» недостающие знания Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов Подготавливают презентацию результатов
Cлайд 40
4 этап Принимает отчет Демонстрируют Обобщает и резюмирует полученные результаты Понимание проблемы, цели и задач Подводит итоги обучения Умение планировать и осуществлять работу Оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др. Найденный способ решения проблемы Акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе, на общий результат и др. Рефлексию деятельности и результата Даютвзаимооценкудеятельности и её результативности
Cлайд 41
Чему же способствует внедрение проектной технологии? повышению личной уверенности в успехе у каждого участника проектного обучения, его самореализации; развитию у учащихся навыков коллективной работы. (Важным является умение не только высказать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую); развитию исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).
Cлайд 42
Методы, наиболее успешно стимулирующие творческую работу учащихся создание ситуации занимательности, ситуации успеха; создание ситуации, при которой школьники испытывают интеллектуальное удовлетворение своей нестандартностью
Cлайд 43
Применение на уроках учебных презентаций Способствуют решению развивающих и воспитательных целей Развивающие: развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление; развивать логическое мышление обучающихся; формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли; совершенствовать графическую культуру. Воспитательные: воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации; воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире; работа за компьютером приучает к точности.
Cлайд 44
Преимущества проектной технологии Применение проектных технологий в обучении математике позволяет: строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя; учитывать индивидуальные способности; формировать мыслительные и самостоятельные практические действия; развивать творческие способности; активизировать познавательную деятельность учащихся.
Cлайд 45
Основной результат работы Реализация проектного метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.