Урок математики в 1 классе УМК "Классическая программа" Решение уравнений с опорой на отношение «части и целое» Автор: Шишкалова Нина Петровна учитель начальных классов МБОУ "СОШ№6" Г. Сосновый Бор
Cлайд 2
Цель: учить решать уравнения, используя графические модели (схемы) и отношение «части и целое».
Cлайд 3
Подготовительный этап к восприятию нового материала. Задание 1. У данных фигур покажите части и целое. Задание 2. Найдите лишнюю фигуру. а) б) в) г) д) е)
Cлайд 4
Задание 2. По данной модели составьте из частей целое. Запишите формулу, применяя правило. А М В К А = _____________ Если сложить части, то получится целое.
Cлайд 5
М В К По этой же модели запишите формулы, как из целого найти части. А М = ____________ В = _____________ К = _____________ Если из целого вычесть часть, то останется другая часть.
Cлайд 6
К = А – М – В Проверьте правильность выполненного вами задания. А = М + В + К М = А – В – К В = А – М – К
Cлайд 7
Задание 3. (выполняется устно) - Вычислить целое по его частям. + = 5 и 2 4 и 5 3 и 7 8 и 1 6 и 2 9 и 2 - Вычислить часть по целому и другой части. = - 8 и 2 5 и 4 7 и 1 6 и 2 7 и 4 3 и 2
Cлайд 8
Задание 4. Обозначьте задуманное число буквой Х, У или Z. Запишите предложения формулами. К задуманному числу прибавили 2 и получили 4. Из задуманного числа вычли 3 и получили 2. Из числа 7 вычли задуманное число и получили 6.
Cлайд 9
Равенства имеют вид: (проверка) Х + 2 =4 У – 3 = 2 7 – Z = 6 Равенство, в котором есть неизвестная величина, называется уравнением. Чтобы решить уравнение, нужно определить, что неизвестно - часть или целое. В этом помогут модели и схемы.
Cлайд 10
Задание 5. - Обозначьте в каждом уравнении части и целое и найдите неизвестное число. Х + 2 = 4 У – 3 = 2 7 – Z = 6 Х = У = Z = Алгоритм. Определите, частью или целым является неизвестная величина. Примените правило и выберите действие.
Cлайд 11
Проверка выполненного задания. x + 2 = 4 y - 3 = 2 x = 4 - 2 y = 3 + 2 7 - z = 6 z = 7 - 6
Cлайд 12
Проблемные и практические задачи по теме. Задание 1. Найдите и прочитайте те выражения, которые являются уравнениями. c = a – b 5 = 6 – x 7 + x = 10 6 + 2 = 9 6 = 4 + 2 x – 4 = 3 Задание 2. Составьте модели к найденным уравнениям и найдите неизвестное число.
Cлайд 13
Проверка выполненного задания. 7 + x = 10 5 = 6 - x 10 7 X 6 5 X x – 4 = 3 x 4 3
Cлайд 14
Задание 3. Составьте всевозможные уравнения по данной схеме. x c a
Cлайд 15
Возможные варианты ответов. x + c = a a – x = c c + x = a a – c = x
Cлайд 16
Задание 4. Дано уравнение. x = d – a - Определите, по какой из схем составлено уравнение. d a x a x d x a d 1) 2) 3)
Cлайд 17
Задание 5. Решите задачу, используя модели или схему. Мама испекла 16 пирожков. Когда несколько пирожков съели, их осталось 10. Сколько пирожков съели?
Cлайд 18
Проверьте схему и объясните свой выбор решения. ? 10 16 16 ? 10
Cлайд 19
Индивидуальная работа. - Найди неизвестные величины, обозначив части и целое. x 3 3 2 9 3 4 x 6 x 2 1 7 2 x 1 y 19 x y z 10 2 3 x 3 y 2 4
Cлайд 20
Выводы по теме. Уравнение – это равенство с одним неизвестным. Если неизвестна часть, то от целого отнимают другую часть. Если неизвестно целое, то части складывают. Уравнение – один из способов решения задачи.