Тэффи «Жизнь и воротник» Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73»г. Оренбурга
Cлайд 2
"Лирическая сатира" - явление, возникшее в литературе на рубеже первого десятилетия XX века. Аверченко смех более заразительный идет в своих рассказах от анекдота, от ситуации ставит своего героя в смешные положения Тэффи смех более тонкий идет в своих рассказах от от характера ищет смешное в личности, в извечных человеческих пороках, присущих людям, независимо от времени и положения в обществе
Cлайд 3
Рассказ "Жизнь и воротник" был опубликован в сборнике "Тонкая психология"12 , куда вошли произведения 1904 - 1911 годов. Он характерен для дореволюционного периода творчества писательницы, когда ее неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определенно.
Cлайд 4
Проблематика рассказа Проблема выбора жизненной позиции: может ли «воротничковая жизнь» одержать верх и повернуть человека в своё русло. Или наоборот? 2. Проблема ума и глупости (таланта и бездарности). Что более ценно: форма или содержание? Красивая внешность или богатый внутренний мир?
Cлайд 5
Проблематика рассказа 3. Проблема утраты нравственных ценностей. Почему «наглость» и «безобразие» побеждают «скромность» и «приличие»? 4.Проблема ответственности человека за свои поступки. Так ли уж силён человек, так ли уж властен над предметами, ситуациями, над самим собой?
Cлайд 6
Главный художественный приём – антитеза
Cлайд 7
- Как вы можете прокомментировать эти слова? - Как они связаны с содержанием рассказа? - Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрётся в жизнь, закрутит её и перевернёт всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти.
Cлайд 8
«Олечка Розова три года была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью».
Cлайд 9
Сюжет развивается по нарастающей. Сначала действия Олечки Розовой вызывают смех, но по мере того, как воротник укреплялся и властвовал, все больше чувствуется страх перед ним. Человек отходит на второй план, а вперед выдвигается ничтожная вещь, обретающая смысл символа.
Cлайд 10
Что потребовал «воротничок»?
Cлайд 11
Градация
Cлайд 12
Составьте план рассказа 1.Олечка – честная жена. 2.Встреча с роковым воротничком. 3.Покупки воротничка: а) кофточка; б) башмаки; в) шляпа, пояс и перчатки; г) диван. 4. Власть воротничка усиливается. 5. Олечка и воротничок на вечере. 6. Выяснение отношений с мужем. 7. Олечка без воротничка.
Cлайд 13
«как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник. Она обстригла волосы, стала курить и громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность». Воротничок же жил своей жизнью, ездил в гости, флиртовал и развлекался, однако сама Олечка не могла ему противостоять.
Cлайд 14
Тэффи хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.
Cлайд 15
Алгоритм написания синквейна 1-я строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль. 2-я строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова. 3-я строка (три слова) – глаголы, действия первого слова. 4-я строка – предложение из 4-х слов по теме первого слова, мысль. 5-я строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.