МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №11» Детский фольклор как особое явление (дразнилки). Автор: ученица 10 «ИУП-1» класса Кулаева Мария Александровна Научный руководитель: Семенченко Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Cлайд 2
Цель: выявление особенностей дразнилок и определение их роли в жизни человека. Задачи: исследовать причины возникновения дразнилок и поддевок; провести классификацию дразнилок; провести исследование в гимназии и районе Кайеркан и выяснить, какие дразнилки популярны сегодня; обработать, обобщить и систематизировать накопленный материал.
Cлайд 3
Объект исследования: русский детский фольклор Предмет исследования: дразнилки, поддевки Гипотеза исследования: дразнилки, поддевки выполняют воспитательную функцию, помогают ребёнку отстоять себя в форме словесной защиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.
Cлайд 4
Детский фольклор – это и фольклор для детей, исполняемый взрослыми, и фольклор детский, который сочиняют, поют, наговаривают сами дети. Произведения детского фольклора сопровождают ребенка на протяжении всего детства.
Cлайд 5
Детский фольклор как блок жанров: творчество взрослых для детей, в том числе материнский фольклор: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, пословицы, поговорки; произведения традиционной культуры взрослых, усвоенные детьми: заклички, считалки, приговорки, скороговорки, небылицы-перевертыши, молчанки, голосянки, загадки, прозвища, дразнилки, поддевки; самостоятельное детское творчество.
Cлайд 6
Короткие насмешливые стишки Короткие насмешливые стишки высмеивают то или иное качество, а иногда и просто «привязываются» к имени. Этот своеобразный жанр детского фольклора отражает не только детский быт или отношение к окружающему миру, но и взаимоотношения между детьми, детскую психологию.
Cлайд 7
Дразнить – проявлять агрессивность? Дразнить – значит проявлять агрессивность (в переводе с латинского «ag» - приставка, «gress» - «приступ», «наступление»). Я скажу тебе на ушко Про зеленую лягушку. Никому не говори, Потому что это ты.
Cлайд 8
Например: Ябеда-корябеда, Соленый огурец, На полу валяется, Никто его не ест. - Я все маме расскажу. Ну и рассказывай, кино показывай. Дразнят – значит предупреждают, что если будете ябедничать, жадничать, то не будут с вами общаться, тем самым утверждают свои нормы поведения в их сообществе.
Cлайд 9
Именные дразнилки И у прежних ребят, и у нынешних больше дразнилок безобидных, требующих простого внимания. В некоторых стишках - их очень удачно назвал ученый Г.С.Виноградов поддевками - поддеваются, поддразниваются ребята по своим именам: Сергей - воробей, Не гоняй голубей! Голуби боятся, На крышу садятся. Коля, Коля, Николай, Бросил шубу на сарай, Шуба вертится, Коля сердится!
Cлайд 10
Дразнить – значит исследовать Дразнилки – инструмент социальной регуляции детского поведения. Дразнение – желание в активных действиях исследовать психологические границы друг друга.
Cлайд 11
Ценный опыт Что же делать дразнимому? Как достойно выйти из этой ситуации? Веди себя правильно – не будешь жертвой: воспринимай дразнилки как ситуацию испытания; веди себя спокойно; не поддавайся чувству страха, злости, обиды; сделай бесстрашное лицо; если все-таки дразнят – отвечай, «отговаривайся». Кто обзывается, Тот сам так называется! Говоришь на меня – Переводишь на себя!
Cлайд 12
Данные исследования в гимназии среди учащихся 3 – 6 классов
Cлайд 13
Данные исследования в гимназии среди учащихся 3 – 6 классов
Cлайд 14
Данные исследования в гимназии №11 среди учащихся 3 – 6 классов
Cлайд 15
Заключение Детский фольклор – первоисточник познаний самого себя и окружающего мира. Дразнилки, поддевки выполняют воспитательную функцию, помогают ребенку отстоять себя в форме словесной защиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.