. Лирика – это область литературы. Выражает чувства и мысли автора. Слово в поэзии – богатое, большое, значительное. ТЕОРИЯ
Cлайд 3
ТЕОРИЯ Лира – это древний музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни, стихи. Пейзажная лирика. Мы слышим голос автора, чувствуем его отношение к этой картине. Сюжет и герои.
Cлайд 4
ТЕОРИЯ Лирика существует в стихотворной форме. Ритм – это сердце лирики. Рифма – это созвучие на концах стихотворных строк. .
Cлайд 5
Готовимся к выразительному чтению 1. Понять стихотворение и услышать его музыку. 2. Узнать значение непонятных слов. 3. Поработать над паузами и отметить их знаком -/. 4. Расставить логические (смысловые) ударения. 5. Определить темп чтения. 6. Попробовать произнести только мелодию стихотворения.
Cлайд 6
БЕСЫ А.С. ПУШКИН
Cлайд 7
Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин… Страшно, страшно поневоле Средь невиданных равнин! «Эй, пошел, ямщик!..» - «Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня; Вот- теперь в овраг толкает Одичалого коня; Там верстою небывалой Он торчал передо мной; Там сверкнул он искрой малой И пропал во тьме пустой Мчаться тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Сил нам нет кружиться доле; Колокольчик вдруг умолк; Кони стали… «Что там в поле?» «Кто их знает? пень иль волк?»
Cлайд 8
Вьюга злится, вьюга плачет; Кони чуткие храпят; Вон уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят; Кони снова понеслися; Колокольчик дин-дин-дин… Вижу: духи собралися Средь белеющих равнин. Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре… Сколько их? куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают? Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне…
Cлайд 9
комментарии Здесь же всё как в рассказе, только стихами. Есть сюжет: ехал путник, началась метель, лошади сбились с пути, встали, снова побежали. Тут есть, кроме автора, другой герой – ямщик. Они разговаривают. Сюжет, ямщик и изображение чертовщины нужны для того, чтобы передать состояние автора. “Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин!” Страшно сбиться с пути ночью, зимой. Ямщик и тот не может найти дорогу, думает, что бес его водит. И в то же время – не только страшно и тревожно, но и весело от ощущения опасности, необыкновенности всего происходящего. “Мчатся тучи , вьются тучи…” Эти строки задают ритм всему стихотворению – ритм часто бьющегося сердца. Надо слушать музыку стихотворения. Казалось бы, обыкновенные слова, а так и слышишь завывание вьюги, и сердце не на месте.
Cлайд 10
Анализ Стихотворения “Бесы”
Cлайд 11
Это стихотворение «Бесы», которое было написано А. С. Пушкиным Болдинской осенью в 1830 году. Необъятные зимние просторы, луна, совсем затерявшаяся в тучах и снежном вихре, ямщик и ездок в повозке.
Cлайд 12
Нашим глазам предстает краткий миг человеческой жизни, когда она на волосок от гибели. Драматический эпизод этот построен по законам драмы: действие в нем, быстро развиваясь, достигает кульминационной точки и разрешается в последней строфе. В начале стихотворения путник уже во власти метели и душой предчувствует ее волю над собой: Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин!
Cлайд 13
Но он еще надеется проскочить опасность: «Эй, пошел, ямщик!..» Однако ответ ямщика рывком продвигает действие от надежды к нарастающему с каждой строкой отчаянию. Угроза гибели осмыслена. И дальше действие развивается столь же стремительно. Первое упоминание беса – простое присловье, как вводное слово «видно», отнюдь не означает «вижу»: «В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам».
Cлайд 14
«...Посмотри: вот, вон... играет, Дует, плюет на меня; Вот теперь в овраг толкает Одичалого коня; Там верстою небывалой Он торчал передо мной; Там сверкнул он искрой малой И пропал во тьме пустой». На этом заканчивается первая часть стихотворения, в которой метель предстала в виде двойного символа – погибели и несущих ее темных сил, ополчившихся на человека.
Cлайд 15
Вторая часть начинается повторением начальной строфы: «Мчатся тучи, вьются тучи...» Метель не отпускает. И неспроста... в следующих четырех строках взрыв максимального напряжения действий: Сил нам нет кружиться доле; Колокольчик вдруг умолк; Кони стали... «Что там в поле?» - «Кто их знает? Пень иль волк?» Исходя из контекста в целом, следует думать, что не пень и не волк, а бес. Потому и… Вьюга злится, вьюга плачет; Кони чуткое храпят...
Cлайд 16
Вот момент наивысшей, смертельной опасности. Но... Опять рывком, без промежуточных подробностей отступление бесовской силы: Вот уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят... Теперь уже и ездок видит бесовские полчища: Вижу: духи собралися Средь белеющих равнин. Их несметное множество, они кружатся, «будто листья в ноябре», но уже где-то в стороне – путь свободен.
Cлайд 17
Третья часть стихотворения словно глубокий вздох облегчения после пережитого смертельного ужаса. Снова – «мчатся тучи, вьются тучи...» Да, метель еще не кончилась, но опасность отступила. Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине...
Cлайд 18
Вывод: Все есть в этом таинственном стихотворении: и дыхание смерти в лицо, и мистическое прозрение злобной силы, и чудо. Чем же могли обороняться две погибающие православные души от обступившего их бесовства? И не свидетельство ли это того, что сам поэт был лишен такой обороны. Именно безблагодатность должна была родить в его душе то «холодное, мрачное, беспокойное состояние», которое нашло свое поэтическое воплощение в жутком образе этой «фантастической» метели.
Cлайд 19
Над проектом работала: Ефимова Анастасия, ученица 7 класса «В» МОУ «Гимназия №5» г. Юбилейного МО
Cлайд 20
Литература В мире литературы (учебник 5 класса под редакцией А.Г.Кутузова) Ю.М.Лотман «Об искусстве»