Урок литературы по роману Чингиза Айтматова "Плаха"
Cлайд 2
«Пла ха» — роман киргизского cоветского писателя Чингиза Айтматова, изданный впервые в 1986 году в журнале Новый мир. Роман рассказывает о судьбах двух людей — Авдия Каллистратова и Бостона Уркунчиева, судьбы которых связаны с образом волчицы Акбары, связующей нитью книги.
Cлайд 3
Чинги з Тореку лович Айтма тов (кирг. Чыңгыз Төрөкулович Айтматов; 12 декабря 1928, село Шекер, Киргизия — 10 июня 2008, Нюрнберг, Германия) — киргизский писатель, писавший на киргизском и русском языках, народный писатель Киргизской СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1978).[1] Член КПСС с 1959 года.
Cлайд 4
Бишкек
Cлайд 5
Талас - это маленький известный город, расположенный в долине с одноименным названием. Таласская долина отрезана цепью гор от всех остальных областей Кыргызстана, и самый удобный маршрут проходит через Казахстан, но при этом необходимо получить визу. Однако возможно достичь долины через перевал Тео -Ашуу, свернув на север с главной дороги Бишкек- Ош, после пересечения Суусамырской долины. Талас известен как Земля Манаса, считается, что именно здесь вТаласе находиться место рождения легендарного героя.
Cлайд 6
Cлайд 7
Cлайд 8
На встрече с читателями в Санкт-Петербурге (2007)
Cлайд 9
Герои первой и второй частей: Петруха — один из двух «подельников» Авдия, участвовавших всборе наркотиков. Ленька — второй, и самый молодой из наркоперевозчиков. Гришан — главарь банды, прототип «антихриста» у Ч. Айтматова. Обер-Кандалов —руководитель охоты на сайгаков,главарь людей, которые распнут Авдия. Инга Фёдоровна — единственная любовь Авдия. Третьей части: Бостон Уркунчиев — передовик производства, рассматриваемый многими соседями как кулак,считавшийся «человеком принципиальным, неподкупным». Кочкорбаев — парторг.
Cлайд 10
Сюжет и структура романа Роман разделён на три части, первые две из которых описывают жизнь Авдия Каллистратова, рано потерявшего мать и воспитанного своим отцом — дьяконом. Поступив в семинарию и столкнувшись с непониманием многими священниками вопроса о развитии идеи Бога и церкви, он задаётся вопросом, на который ответ так и не находит. Давая оценку этому поступку, Ч. Айтматов пишет о том, что сами мысли и есть форма развития, единственный путь к существованию таких идей . После ухода из семинарии Авдий устраивается работать в издательство и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню, чтобы описать развитую там наркоторговлю. Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» — Петрухой и Ленькой. Долго разговаривая с ними, Авдий Каллистратов приходит к выводу, что не эти люди виноваты в том, что нарушают правила, а система:
Cлайд 11
«И чем больше вникал он в эти печальные истории, тем больше убеждался, что все это напоминало некое подводное течение при обманчивом спокойствии поверхности житейского моря и что, помимо частных и личных причин, порождающих склонность к пороку, существуют общественные причины, допускающие возможность возникновения этого рода болезней молодежи. Причины эти на первый взгляд было трудно уловить — они напоминали сообщающиеся кровеносные сосуды, которые разносят болезнь по всему организму. Сколько ни вдавайся в эти причины на личном уровне, толку от этого мало, если не вовсе никакого. »
Cлайд 12
Прибыв на поле для сбора конопли, Авдий встречается с волчицей Акбарой, образ которой является связующей нитью всего романа. Несмотря на возможность убить человека, Акбара не делает этого. После встречи с Гришаном, в вагоне поезда, Авдий призывает всех покаяться и выбросить мешки с наркотиками, но его избивают и выкидывают из поезда. Случайно встретив бывших «товарищей» арестованных за провоз наркотиков, он пытается помочь им, но они не признают его за своего. Затем Авдий возвращается в Москву и только по приглашению Инги Фёдоровны снова возвращается в Моюнкумскую пустынь, где принимает предложение Обер-Кандалова «поохотиться». Последние часы Авдия мучительны — не стерпев убийства множества животных «для плана», он пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле. Последними словами Авдия, обращёнными к Акбаре, будут: «Ты пришла…»
Cлайд 13
Cлайд 14
Третья часть описывает жизнь Бостона, живущего в трудный период перехода социалистической собственности в частную. Повествование начинается с того, как местный пьяница крадёт детёнышей волчицы Акбары и, несмотря на все уговоры, продаёт их за выпивку. В этом повествовании рассказывается о несправедливости, которая царила в то время в этих местах. Тяжёлые отношения складываются у Бостона с местным парторгом. Трагически оканчивается судьба Бостона — он случайно убивает собственного сына
Cлайд 15
Cлайд 16
Волки для тюрков – тотемные животные. И сами имена их: Акбара – “великая”, Ташчайнар – “переламывающий камни” – означают силу, уничтожающую все перед собой.
Cлайд 17
Cлайд 18
Cлайд 19
«Проблема с наркотиками в стране – это настоящая катастрофа»
Cлайд 20
Cлайд 21
Н. Н. Ге «Что есть истина?» Христос и Пилат, 1890 Холст, масло. 233×171 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Cлайд 22
Картина написана на известный евангельский сюжет. Она изображает эпизод суда прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом, обвинявшемся в покушении на захват власти в Иудее. Название картины («Что есть истина?») представляет собой цитату из Евангелия от Иоанна (Ин. 18:38). Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? […] Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. Евангелие от Иоанна. 18: 33, 36—38
Cлайд 23
Проблемы добра и зла, свободы и несвободы человеческого духа, а также отношение его с обществом актуальны для любой эпохи и даже связаны друг с другом неразрывной нитью.