Тема: «Портрет Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Cлайд 2
Цель моей исследовательской работы: выявить, как краткие, но обобщающие описания внешности Пугачева, иногда происходящие под влиянием душевных волнений, характерны для создания портрета Пугачева.
Cлайд 3
Задачи исследования: выявить, почему А.С. Пушкин отводит такое большое место портрету Пугачева в повести «Капитанская дочка»; проследить, как описание портрета героя раскрывают его внутренний мир.
Cлайд 4
Объект исследования: повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Cлайд 5
Гипотеза: чем больше мы изучаем живой портрет вождя крестьянского восстания, тем больше не перестаем удивляться незаурядной натуре этого человека.
Cлайд 6
Самым значительным во сне Гринева был мужик с черною бородой.
Cлайд 7
Противоречивость, несоединимость черт в портрете «вожатого» настораживает и заставляет с особым вниманием относиться к каждому штриху его портрета в дальнейших ситуациях повести.
Cлайд 8
Эти «сверкающие глаза» еще один штрих к намеченным выше чертам портрета Пугачева – вожатого.
Cлайд 9
«Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. Волоса были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».
Cлайд 10
На протяжении всего повествования о Пугачеве Гринев отмечает изменчивость и подвижность его лица и какую – то неразгаданность его
Cлайд 11
В главе «Приступ» Пугачев предстает перед нами в степи, окружающей крепость, в самой гуще вооруженной толпы.
Cлайд 12
Здесь Пугачев выступает как военачальник, как вождь. Об этом говорит и его красный кафтан, белая лошадь, обнаженная сабля.
Cлайд 13
«Пугачев сидел в креслах комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка была надвинута на его сверкающие глаза».
Cлайд 14
«Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком». Через минуту Иван Кузьмич был вздернут на воздух.
Cлайд 15
«Пугачев опять махнул платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника».
Cлайд 16
О «страшном лице» Пугачева великий поэт сказал на первых же страницах своей повести, во сне Гринева.
Cлайд 17
«Ястребиные» по существу не что иное, как хищные глаза, т.е. страшные.
Cлайд 18
В лице Пугачева нет здесь никакой противоречивости, никакой двойственности
Cлайд 19
Портрет Пугачева на военном совете Пушкин дает в окружении соратников из казацких старшин.
Cлайд 20
В следующей картине Пугачев слит со своими товарищами в общем высоком чувстве. Чувство это рождено песней: общий высокий тон повести связан с песней.
Cлайд 21
Портрет Пугачева, когда он остался «глаз на глаз» с Гриневым, очень выразителен.
Cлайд 22
Выражение плутовства и насмешливости на лице Пугачева, вероятно, было рождено тем, что он чувствовал свою власть над Гриневым, ощущал свою силу и слабость другого.
Cлайд 23
Заразительный смех Пугачева прорвал плотину недоверия, сблизил Гринева с Пугачевым.
Cлайд 24
То, как он хмурится, как одобрительно хлопает Гринева по плечу, вызывает симпатию к этому умному, по -своему глубоко понимающему людей и жизнь человеку.
Cлайд 25
На протяжении всей повести Пушкин подчеркивает у Пугачева большую, чем у его соратников душевную щедрость, великодушие и понимание людей.
Cлайд 26
В повести «Капитанская дочка» ученый – историк и великий художник Пушкин создал широкую картину бушевавшей в конце XVIII в. пугачевщины. На этом фоне он нарисовал замечательную фигуру вождя крестьянского восстания Емельяна Пугачева, живые и яркие портреты которого помогли читателю заглянуть в его духовную жизнь.