Урок –лекция по литературе, посвященный биографии Ф.М. Достоевского, его творческому пути. Презентация подготовлена Шурыгиной Натальей Юрьевной, учителем ЦО 1927 города Москвы, 2009-2010 учебный год
Cлайд 2
Федор Михайлович Достоевский 1821- 1881
Cлайд 3
Родословная Старинный дворянский род к 18 веку утратил свои привилегии. Дед и дядя - православные священники. 1821 год. Лекарь Мариинской больницы для бедных 1827 год. Коллежский асессор (право на потомственное дворянство) 1839 год . Умер при загадочных обстоятельствах (известие о смерти спровоцировало припадок эпилепсии у Ф.М.) Дочь купца третьей гильдии Ф. Нечаева. (В 1812 году пожертвована большая сумма на ополчение – имя высечено на мраморных досках храма Христа Спасителя) 1837 год. Умерла от чахотки
Cлайд 4
Детство Живут в Москве на Божедомке (кладбище, на котором хоронили бродяг, нищих и самоубийц, больница для умалишенных, больница для бедных). «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства».
Cлайд 5
Учеба и служба 1834-1837 годы. Частный пансион Л.И. Чермака в Москве. 1838 год. По желанию отца поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. Холодная, угрюмая столица. Учеба дается тяжело. 1840 год. Унтер-офицер. 1841 год. Инженер-прапорщик. Подпоручик. 1843 год. Служба в Инженерном корпусе. 1844 год. Отставка.
Cлайд 6
Петербург «Что, не приходило вам в голову, что в Петербурге угрюмые улицы? Мне кажется, это самый угрюмый город, какой только может быть на свете!» («Дневник писателя за 1873», «Маленькие картинки", гл. 3)
Cлайд 7
Творчество 40- годов 1845 год. Роман «Бедные люди». Черты физиологического очерка: детальное описание быта петербургских низов. Вошел в литературу как писатель натуральной школы.
Cлайд 8
Тип «маленького человека». Ф.М. Достоевский обращает внимание на сложную психологию героя, углубляет внутренний мир. Его «маленький человек» раним, амбициозен, умеет сопереживать, размышляет об общественной жизни, несправедливости, живет идеей осознания и утверждения собственной личности. П.М. Боклевский. Горшков ... Какой-то чиновник без места, без службы лет семь тому исключённый за что-то. Фамилья его Горшков, такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном, в таком истёртом платье, что больно смотреть... П.М. Боклевский. Макар Девушкин «И ведомо каждому /…/ что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши». «и я не хуже других .../…/ сердцем и мыслями я человек»
Cлайд 9
1845 год. «Белые ночи» «Посмотрите на эти волшебные призраки, которые так очаровательно, так прихотливо, так безбрежно и широко слагаются перед ним в такой волшебной, одушевленной картине, где на первом плане, первым лицом, уж конечно, он сам, наш мечтатель, своею дорогою особою. Посмотрите, какие разнообразные приключения, какой бесконечный рой восторженных грез» Иллюстрации Юрия Чистякова
Cлайд 10
1846 год. Знакомство с бывшим служащим МИДа М.В. Буташевичем-Петрашевским («пятницы»). Привлекают идеи утопического социализма. 1849 год. Все члены кружка петращевцев арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Военный суд приговорил к расстрелу: «…за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, — лишить... чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». Петрашевец
Cлайд 11
Инсценировка казни 22 декабря 1849. В последнюю минуту объявили настоящий приговор: каторга и солдатчина (4 года каторги и поселение). Григорьев сошел с ума.
Cлайд 12
1850- е «Записки из мертвого дома» Рассказ каторжника о реально существующем мире каторги. Тема сильной личности: «Психология преступления несколько потруднее, чем полагают» . Размышление о психологии преступления И.Глазунов. Милостыня
Cлайд 13
Возвращение 1861 год. Вместе с братом издает журналы «Время», «Эпоха», в которых изложили программу нового направления в русской общественной жизни ПОЧВЕННИЧЕСТВО призыв вернуться к «своей почве», народным, национальным началам; против крепостничества, бюрократии, за развитие промышленности, торговли, за свободу печати и личности. принимая «западную культуру», они обличали буржуазность и бездуховность Запада, отвергали революционные идеи, противопоставляли им христианские идеалы.
Cлайд 14
1860-61 годы. Роман «Униженные и оскорбленные» Две сюжетные линии, сводящиеся на образе князя Валковского. («Я на всё согласен, было бы мне хорошо» ) Сильный герой, который определяет судьбы других людей. Попирает все нормы морали, человек находится за пределами добра. Ф.М. Достоевскому интересен процесс разрушения личности героя, возникновение расщепленного сознания (тема двойничества). Проблема преступного зла. В. Рейнеке. Нелли и дедушка. 1885
Cлайд 15
1862-1863 годы. Путешествие за границу «У Европы нет будущего, поскольку люди лишены стремления к братству, и поэтому Россия должна идти особым самобытным путем». 1863 год. «Зимние заметки о летних впечатлениях» Дом в Женеве Рулетка в казино Висбадена
Cлайд 16
1863-1864 годы. «Записки из подполья» Особый герой- «подпольный человек» - герой, способный перед самим собой признать самые отвратительные свои поступки, желания. Идея абсолютной свободы личности, «идея вольного и свободного хотения» Иванов И.А. Портрет Ф.М. Достоевского, 1979
Cлайд 17
Вторая половина 1860-х – конца 1870 годов Романы, принесшие мировую славу: 1866 год. «Преступление и наказание» 1868 год. «Идиот» 1871-1872 годы. «Бесы» 1875 год. «Подросток» 1879 – 1880 годы. «Братья Карамазовы» Д.Шмаринов. Раскольников.
Cлайд 18
10 мая 1880 года. «Речь о Пушкине» Пушкин первый своим глубоко прозорливым и гениальным умом и чисто русским сердцем своим отыскал и отметил главнейшее и болезненное явление нашего интеллигентного, исторически оторванного от почвы общества, возвысившегося над народом. Он первый дал нам художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского, обретавшейся в народной правде, в почве нашей, и им в ней отысканные. Черта художественного гения - способность всемирной отзывчивости и полнейшего перевоплощения в гении чужих наций,