Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; представитель «Могучей кучки», возглавлял Беляевский кружок. Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Cлайд 3
Детство Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в Тихвине, провинциальном городке Новгородской губернии. Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни, а также отрывки из модных опер. Музыкальные способности мальчика — абсолютный слух, ритм, память — проявились в двухлетнем возрасте. Музыка давалась Николаю легко — он вообще был понятлив, но знаний и умения матери уже не хватало. Вскоре ее заменила специально приглашенная учительница, добросовестная, но, видимо, не очень способная музыкантша; после нее на протяжении нескольких лет мальчика обучали еще две учительницы. Несмотря на прекрасный слух, он играл, как вспоминал впоследствии сам, «плохо, неаккуратно и был слаб в счете». Однако к 11 —12 годам он сделал значительные успехи и участвовал в игре на фортепиано в 4 и в 8 рук. Но музыка в то время была не единственным и даже не самым любимым занятием Римского-Корсакова. Ника, как его звали домашние, рос обыкновенным мальчиком — пытливым, подвижным. Он любил игры, которые сам придумывал, любил лазать по крышам и деревьям, бегать в саду за домом, бродить по нолям или в лесу, не всегда слушался старших, иногда шалил. Мысль сделаться музыкантом ему и в голову не приходила; он мечтал о путешествиях и плаваниях по далеким морям. В письмах к старшему брату Воину Андреевичу, он то и дело спрашивал об устройстве корабля, просил объяснить морские технические термины, которых знал множество. «Меня пленяла мысль быть моряком», — вспоминает композитор. Мечта его вскоре осуществилась: в 1856 году он был отвезен в Петербург и помещен в Морской корпус.
Cлайд 4
Фотография Римского-Корсакова в юности
Cлайд 5
Учился Нике пошел тринадцатый год, когда началась новая полоса в его жизни. Порядки в Морском корпусе ничем не отличались от существовавших в других военных заведениях николаевской эпохи. Учеников секли за плохие оценки; нередки были драки между учащимися: старшие и более сильные обижали младших. «Новенький» сразу же дал отпор пристававшим к нему «старикашкам» и быстро сдружился с товарищами. Были в корпусе и замечательные преподаватели, самоотверженные воспитатели молодежи. В число старшекурсников входили будущий писатель Станюкович и художник Верещагин. Кадет Корсаков учился хорошо. В течение шести лет обучения в корпусе он неизменно числился среди первого десятка. Свободное от занятий время он все более и более заполнял музыкой: учился играть на рояле, посещал концерты и оперные спектакли. Он организовал в училище хоровой кружок. Выяснив, кто из товарищей может петь, набрал восемнадцать человек и начал разучивание программы. Пели хор ополченцев из интродукции к «Ивану Сусанину» и заключительное «Славься», которое юноша сам переложил для исполнения мужским хором. Собирались по вечерам в каком-либо свободном классе и не без опаски. Впоследствии Римский-Корсаков писал: «Хоровое пение почему-то преследовалось в училище начальством, и мы делали это тайком». Часто он играл отрывки из опер Глинки, обращая внимание товарищей на их красоту.
Cлайд 6
Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге
Cлайд 7
Могучая кучка М. А. Балакирев был одним из самых выдающихся деятелей русского музыкального искусства XIX века. Знакомство с Римским-Корсаковым произошло, когда ему исполнилось 25 лет; он был в расцвете творческих сил и пользовался известностью среди передовых музыкантов. М. И. Глинка, познакомившийся с Балакиревым в последний год своей жизни, указал на него как на своего продолжателя. Балакирев объединил вокруг себя группу молодых музыкантов. В нее входили А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи и самый молодой в кружке — Н. А. Римский-Корсаков. Идеей, вдохновившей балакиревцев, — была борьба за самобытную русскую музыку, развивающуюся на основе народной песни, за передовое искусство, обращенное к демократической публике. Собираясь, они не только играли свои музыкальные сочинения, но и читали вслух статьи Герцена и критиков-демократов, горячо спорили об искусстве. Здесь юный Корсаков впервые узнал, как надо заниматься самообразованием, изучать историю, услыхал о писателях, о которых в училище понятия не имел. В 1862 году он начал свое первое крупное сочинение — Первую симфонию (ми-бемоль минор). К концу весны он успел написать три части — I, Скерцо (без трио) и Финал. Со смертью Мусоргского и Бородина распалось славное товарищество композиторов — Могучая кучка.
Cлайд 8
Члены «Могучей кучки» М. А. Балакирев М. П. Мусоргский А. П. Бородин Н. А. Римский-Корсаков Ц. А. Кюи
Cлайд 9
Профессиональная и общественная деятельность В декабре 1865 года в открытом, публичном исполнении прозвучала Первая симфония. Это первое крупное произведение композитора, во многом еще незрелое, но вместе с тем самобытное, свидетельствовало о появлении в музыкальном мире большого, своеобразного таланта. Летом 1868 года Римский-Корсаков закончил новое программное произведение — симфоническую сюиту «Антар» - восточная сказка О. Сенковского. В январе 1873 года прошла премьера первой оперы Римского-Корсакова «Псковитянка». С оперы «Майская ночь» начинается новый период в творчестве Римского-Корсакова. Он очень любил «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Через два года после «Майской ночи», в 1881 году Римский-Корсаков закончил вторую весеннюю оперу — «Снегурочка», одно из лучших русских классических произведений. Бородин умер в расцвете творческих сил, не успев ни завершить самое значительное свое произведение — оперу «Князь Игорь». Теперь Римский-Корсаков торопливо набрасывал на бумагу все, что запомнил, не щадя сил и времени, чтобы завершить сочинение своего друга. Так он понимал свой долг и выполнял его со свойственным ему чувством глубокой ответственности. С беляевским кружком связана большая деятельность Римского-Корсакова как дирижера. Он не считал дирижирование своим призванием. Быть может, слишком даже придирчиво оценивал свои исполнительские способности: Лучшие симфонические произведения Римского-Корсакова 80-х годов — Каприччио на испанские темы и «Шехеразада». Каприччио — ряд сценок из народной жизни Испании. Мысль воплотить в музыке образы сказок «Тысячи и одной ночи» принадлежала Стасову и увлекла композитора, любившего Восток, его искусство и природу. Сказки «1001 ночи» он хорошо знал с детства. Отдельные, не связанные друг с другом эпизоды и картины особенно любимых им сказок образовали четыре части сюиты. Между тем Римский-Корсаков уже писал оперу «Садко». Это одна из немногих былин, герой которой — человек искусства, певец-гусляр. Своим талантом он подчиняет силы природы, но думает не о себе, не о своем благе. «Сказка о царе Салтане» — жизнерадостная, светлая опера. Никто в ней не гибнет и не страдает.
Cлайд 10
Последняя опера 1905 год начался расстрелом мирной демонстрации доверчивых ходоков к царю-батюшке. По всей России начались забастовки, революционные выступления. Римский-Корсаков не был революционером, но он ненавидел самодержавие и глубоко понимал правоту учащихся. Начались аресты. В тюрьму посадили более ста учащихся в том числе и студенты Корсакова. Стало ясно, что протесты и переговоры с дирекцией консерваторий бесполезны, и Римский-Корсаков обратился к общественному мнению страны. Он написал письмо в газету «Русские ведомости», в котором открыто высказывал свою точку зрения. За это письмо Римский-Корсаков был немедленно уволен из консерватории. Его произведения запретили исполнять и в концертах и на сцене. Однако с подъемом революции этот запрет отпал, и приказ об увольнении Римского-Корсакова потерял силу. Последняя опера Римского-Корсакова «Золотой петушок» проникнута революционными настроениями. Борьба с цензурой длилась до последнего дня жизни Римского-Корсакова. Несомненно, что связанное с этим волнение, встречи с тупыми и наглыми чиновниками отразились на его здоровье. Напряженная многолетняя творческая работа, активная общественная деятельность и события 1905 года постепенно вызвали заболевание сердца. После запрещения «Золотого петушка» болезнь резко усилилась. Тяжелые приступы удушья следовали один за другим. Врачи настаивали на полном покое. Для Римского-Корсакова, привыкшего к активной деятельности, это предписание оказалось особенно трудным. Всякий раз, почувствовав улучшение, он принимался править корректуру «Золотого петушка» для издания, обдумывал новые творческие замыслы. Родные увезли композитора в Любенск - усадьбу Римского-Корсакова. Весенняя природа подействовала на больного благотворно. Но мысли о работе не покидали его и здесь: он продолжал писать свой труд «Основы оркестровки», думал о создании новой «специально вокальной оперы». Свадьба дочери Надежды была последним радостным событием в его жизни. Здоровье Римского-Корсакова опять ухудшилось. В ночь на 8 июня 1908 года над Любенском разразилась гроза. У Римского-Корсакова повторился приступ удушья, приведший его к смерти. Со смертью Римского-Корсакова закончилась целая эпоха в новой русской музыке. Он похоронен в Александро-Невской лавре, рядом с Глинкой, Балакиревым, Бородиным, Мусоргским, Чайковским и другими композиторами.
Cлайд 11
Портрет Н.А.Римского-Корсакова, картина В.А.Серова (1865-1911)
Cлайд 12
Важные даты Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 (6) марта 1844 года в Тихвине. 1850 год – Николай Римский-Корсаков начинает обучаться музыке. 1856 год – отец привозит будущего композитора в Петербург и, по давней семейной традиции, определяет в морской кадетский корпус. Этот же год – возобновление занятий музыкой. Николай учится у виолончелиста Александринского тетра Улиха. 1858 год – музыкальным педагогом Римского-Корсакова становится известный в то время пианист Федор Андреевич Канилле. Под его руководством у ученика наконец-то появляется интерес к музыке. Этот интерес постепенно достигает такой силы, что затмевает все остальные, даже любовь к морскому делу. 1861 год – Римский-Корсаков знакомится с Балакиревым и становится участником его музыкально-творческого содружества «Могучая кучка». 1862 год – закончив обучение в морском кадетском корпусе, Николай Андреевич отправляется в трехлетнее кругосветное плавание на клипере «Алмаз». В пути он сочиняет анданте для симфонии на тему русской народной песни, отправляет его Балакиреву и получает только положительные оценки своего произведения. Октябрь 1865 года – написана и исполнена Первая симфония Римского-Корсакова. 1868 год – написана Вторая симфония «Антар», позже переименованная в сюиту. 1871 год – начало педагогической карьеры. Римский-Корсаков становится профессором специального теоретического класса композиции петербургской консерватории. Декабрь этого же года – композитор женится на Надежде Пургольд, с которой познакомился к кружке Балакирева. Январь 1873 года – премьера оперы «Псковитянка», написанной Николаем Андреевичем по драме Л.А. Мея. Опера имеет успех.
Cлайд 13
1873 – 1883 годы – Николай Андреевич занимает пост инспектора музыкальных хоров морского ведомства. 1874 – 1881 годы – Римский-Корсаков является директором Бесплатной музыкальной школы. 1875 год – написан струнный квартет. Февраль 1876 года – в зале Дворянского собрания исполняется Третья симфония. Оба последних произведения не принимают ни публика, ни критика. Этот же год – Римский-Корсаков составляет сборник «100 русский народных песен». 1878 год – написана опера «Майская ночь» по произведению Н.В. Гоголя. 1881 год – Римский-Корсаков пишет оперу «Снегурочка» по пьесе А.Н. Островского. И «Снегурочка», и «Майская ночь» ставятся на сцене Мариинского театра. 1882 год – ученики Николая Андреевича объединяются в музыкальный кружок, названный Беляевским, поскольку собирались все в доме М.П. Беляева. Возглавляет кружок Римский-Корсаков. 1883 – 1894 годы – композитор занимает пост помощника управляющего Придворной певческой капеллы. 1890 год – написана опера «Млада». 1895 год – композитор вновь обращается к творчеству Н.В. Гоголя и пишет оперу «Ночь перед Рождеством» по одноименному произведению литератора. 1896 год – Николай Андреевич возвращается к былинной теме и создает оперу «Садко». Произведение ставится на Московской частной русской оперной сцене и имеет огромный успех. 1897 год – написана опера «Моцарт и Сальери» по произведению А.С. Пушкина. 1900 год – написана опера «Сказка о царе Салтане», год спустя – еще одна сказка «Кащей Бессмертный». 1907 год – Римский-Корсаков пишет свою последнюю оперу «Золотой петушок». 21 (8) июня 1908 года – Николай Андреевич Римский-Корсаков умирает в своей усадьбе Любенск, расположенной в современной Ленинградской области.
Cлайд 14
Индивидуальный стиль Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. В них широко использованы мотивы народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора, а так же Римского-Корсакова вдохновляли и образы народного искусства других стран. Под впечатлением арабских сказок "Тысячи и одной ночи" создано лучшее симфоническое произведение Римского-Корсакова "Шахерезада". Испанские народные мелодии легли в основу "Испанского каприччио". Господствующий тон искусства Римского-Корсакова - светлый, жизнерадостный. Ему особенно близки теплые лирические образы, но ему не чужды и образы глубоко драматические. Творчество Римского-Корсакова на протяжении многолетней деятельности (свыше 40 лет) подверглось изменениям, отражая потребности времени. В творческом облике Римского-Корсакова много сходного с М. И. Глинкой. Прежде всего — гармоничность мировосприятия, внутренняя уравновешенность, тонкий артистизм, безупречный вкус, чувство художественной меры, классическая ясность музыкального мышления. Опираясь на традиции “Руслана и Людмилы”, он создал к середине 90-х гг. свою систему ладо-гармонических средств, т. н. “гамма Римского-Корсакова”. Колористические тенденции проявляются также в opкестровке, которую Римский-Корсаков рассматривал как неотъемлемую часть замысла. Он вводит в партитуры многочисленные инструментальные соло и, следуя заветам Глинки, предпочитает звучания чистых тембров густым смешанным краскам. Яркость и виртуозный блеск его оркестра сочетаются с прозрачностью и лёгкостью фактуры, отличающейся безупречной ясностью голосоведения.
Cлайд 15
Эскиз декораций к опере «Золотой петушок» Эскиз декорации к опере «Снегурочка» Эскиз декорации драмы «Шехерезада» Эскиз декорации к опере «Садко»