Речь. Типы речи. Урок для учащихся 5 – 6 классов национальной школы Разработка урока Хуснетдиновой Л.Г., учителя МОУ «Чуваштимяшская СОШ» Ибресинского района ЧР
Cлайд 2
Цели урока: * познакомить учащихся с основными типами речи; * совершенствовать умение строить рассказ, выделяя его основные части; * развивать речь учащихся, обучая их строить тексты различных типов речи.
Cлайд 3
КАКИЕ БЫВАЮТ ТИПЫ РЕЧИ? * ПОВЕСТВОВАНИЕ * ОПИСАНИЕ * РАССУЖДЕНИЕ Ход урока
Cлайд 4
Повествование – тип речи, в котором описываются (рассказываются) события в определенной последовательности. ( что произошло? )
Cлайд 5
Плохо. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно? - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. - Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. ( В. Осеева.)
Cлайд 6
План текста. Женщина отогнала собаку. «Как вам не стыдно!» Котенок жалобно мяукал. Мальчики стояли рядом и «ничего не делали». «Собака яростно лаяла». Словарная работа: Взъерошиться – беспорядочно торчать в разные стороны. Жалобно – выражая скорбь, тоску, обиду. Яростно – гневно, неукротимо, не сдерживаясь.
Cлайд 7
Описание - это такой тип речи, в котором описываются предметы, явления, животные, люди и т.п. (какой? какая? какое? какие?)
Cлайд 8
Как описать предмет? Матрешка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. К. Паустовский.
Cлайд 9
Рассуждение - умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности, тип речи, который обычно состоит из трех частей: тезис (то, что нужно доказать); доказательства ( или аргументы, доводы, объяснения); вывод. Почему?
Cлайд 10
Предложения и слова, при помощи которых связываются части рассуждения: Докажем это. Это можно доказать так (следующим образом). Почему? И вот почему, Обобщим все сказанное. Таким образом, … Это объясняется следующим. Следовательно, …. Учтите: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и интонации.
Cлайд 11
В чём заключается счастье? Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья это – книги.
Cлайд 12
Закрепление темы: Задание: определите тип речи данных текстов. 1. На столе лежало яблоко. Оно было большое, ароматное. С одного бока желтоватое, а с другого – румяное. Это был новый сорт, который вывели в нашем селе. 2. Книги Юрия Коваля мы давно знаем и любим. Любим потому, что они пронизаны добротой к людям, ко всему живому. Любим потому, что они написаны точным, образным и весёлым языком. 3. Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посередине рассекали его воды три острова, похожие на узконосые корабли. 4. В один прекрасный день мы пошли с лопатами к местам, где были заброшенные родники, и закипела работа. Очистили родники, установили срубы, поставили шесты, сделали скамейки – отдохни, путник, напейся родниковой воды.
Cлайд 13
Развитие речи Задание: опишите предмет (по выбору). Учащиеся работают в черновиках.
Cлайд 14
Итоги урока Что нового узнали на уроке? Какие бывают типы речи? Какой тип речи называется повествованием? Что такое описание? Что значит рассуждать? Домашняя работа. Повторить и запомнить все правила. Написать сочинение по одной из иллюстраций(слайд №13)