Литературный процесс второй половины XIX века. Общая характеристика. План: 1. Историческая ситуация. 2. Общественные течения, журнальная и издательская деятельность. 3. Литературно-художественные направления. 4. Проза. 5. Драматургия. 6. Поэзия. Солодченкова Ю.К
Cлайд 2
В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при нали-чии ужаснейших условий прекрасную литературу, уди-вительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок. М. Горький
Cлайд 3
1. Историческая ситуация. Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г. Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г. 19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости. Солодченкова Ю.К
Cлайд 4
Крестьян «освобождали» в России сами по-мещики, помещичье правительство самодержав-ного царя и его чиновники. И эти «освободите-ли» так повели дело, что крестьяне вышли на «свободу», ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же поме-щикам и их ставленникам.
Cлайд 5
2. Общественные течения, журнальная и издательская деятельность. « У нас все чего-то ждут . Между тем ни в чем почти нет нравственного соглашения; все разбилось и разби-вается, и даже не на кучки, а уж на единицы ». Ф.М. Достоевский, 1876 год Солодченкова Ю.К
Cлайд 6
Общественные течения Западничество Славянофильство Нигилизм Народничество Россия должна пойти по западноевропейскому пу-ти развития. Активно выступали за ликвидацию крепостничества. Выступали с обоснова-нием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западно-европейского. Решительное отрицание господствующей идео-логии, морали, норм жизненного поведения. Россия должна идти по соци-алистическому пути развития, минуя капитализм через сохра-нение, использование и преоб-разование коллективистских начал сельской общины. Солодченкова Ю.К
Cлайд 7
Журналы Русскую литературу называют «журнальной». Солодченкова Ю.К
Cлайд 8
3. Литературно-художественные направления. Реализм Натурализм Импрессионизм Символизм направление, стремящееся к изображению действительности. - точное, беспрестрастное научное воссоздание действительности. - воссоздает не саму действитель- ность, а впечатление, которое она производит на человека. - все видимое и сущее тайными знаками и шифрами вечных идей, которые человек может постигать интуитивно с помощью искусства. Солодченкова Ю.К
Cлайд 9
4. Проза. глубокий психологизм, гармоничное сочетание социальных, философских и общественных проблем, высокий уровень литературного языка. Ведущий жанр – Р О М А Н. Солодченкова Ю.К
«Современник» Журнал наш идёт отлично… Думаю, что много в этом «Совре-менник» обязан Черны-шевскому. Н.А.Некрасов Н.Г. Чернышевский Н.А. Добролюбов Солодченкова Ю.К
Cлайд 17
«Современник» 1860 г. – раскол в редакции «Современник» Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. Фото 1856 1860 г. - статья «Когда же придет настоящий день?» Н.А. Добролюбова о романе И.С.Тургенева «Накануне»
Cлайд 18
«Современник» Я даю вам совет – очистить свой журнал от таких сотрудников, как Добролюбов и Чернышевский, и всей их шайки. Начальник корпуса жандармов Тимашев Чернышевского с братьями и «Современником» уничтожьте. Это враг опасный, опаснее Герцена. Анонимный доносчик 15 июня 1862 г. – закрытие на 8 месяцев. 1836-1861 В июле 1862 был арестован и разме-щён под стражей в Петропавловской крепости по обвинению в составле-нии прокламаций «Барским крестья-нам от доброжелателей поклон» Солодченкова Ю.К
«Современник» 1866 г. – закрытие «Современника» Тот, кто не жил тогда в Петербурге и не принадлежал к литературным кругам… не может представить той паники, которая здесь происходила. Всякий литератор, не принадлежавший к направлению Каткова٭… считал себя обречённою жертвою и был уверен, что его не-пременно, потому только, что он литератор, аресту-ют… Сотрудники «Современника», на который Катков смотрел как на очаг и притон всяких зловредных уче-ний, тем более были уверены в неизбежности такой участи для себя. Г.З. Елисеев ٭ М.Н. Катков – реакционный журналист. Солодченкова Ю.К
Cлайд 21
«Русское слово» 1859 - 1866 Ежемесячный журнал, издававшийся в 1859—66 в Петербурге. Основан графом Г. А. Кушелевым-Безбородко. Вначале — малопопулярный «литера-турно-учёный журнал» умеренно либерального направления. Во 2-й половине 1860 образовалась новая редакция во главе с Г. Е. Благосветловым; ведущими сотруд-никами стали Д. И. Писарев, В. А. Зайцев, Н. В. Шелгунов, Д. Д. Минаев, А. К. Шеллер-Михайлов, Н. В. Соколов. Направление обновленного ««Русское слово» (журнал)» определяли преимущественно его литературная критика и публицистика, прежде всего — деятельность Д.И. Писарева. По важнейшим общеполитическим вопросам журнал разделял революционно-демократическую линию «Современника» (обличе- ние самодержавия, крепостничества и капиталистических порядков, проповедь идеи утопического крестьянского социализма). Критика ««Русское слово» (журнал)» вы-ступала за реалистическое, «неподкрашенное» изображение народной жизни, верно оценивала талант И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Н. Г. Чернышевского, В. А. Слепцо-ва. Однако при анализе творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др. журнал допускал ошибки, вызванные утилитарным взглядом на искусство. Журнал подвер-гался преследованиям правительства; дважды его издание приостанавливалось, затем он был запрещен. Солодченкова Ю.К
Cлайд 22
«Отечественные записки» 1818 - 1884 Журнал был основан исто-риком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 и заполнял-ся статьями на темы исто-рии, географии, быта и нра-вов России. Выходил до 1831; в 1838 был возобновлён Сви-ньиным и с января 1839 пере-дан А. А. Краевскому. Краевс-кий преобразовал «Отечест-венные записки» в ежемесяч-ный журнал учёно-литерату-рный и политический боль-шого объёма (до 40 печатных листов). А.А. Краевский 1830 1845 Солодченкова Ю.К
Cлайд 23
«Отечественные записки» Краевский же оставался официальным редактором журнала и со-хранял некоторые имущественные права. К руководству журна-лом Некрасов, оставив за собой общее руководство журналом и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика) С 1868 фактическим руководителем журнала стал Н. А. Некрасов, и Г. З. Елисеева (публицистика). Солодченкова Ю.К
Cлайд 24
«Отечественные записки» После смерти Некрасова руководителем «Отечественных запи-сок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором — Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую ли-нию «Современника», носил народнический характер. В апреле 1884 журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом - сотрудника журнала. Солодченкова Ю.К
Cлайд 25
«Библиотека для чтения» 1834-1865 А.В. Дружинин В Москве (1856—1887) и Санкт-Петербурге (1887—1906). М.Н. Катков «Русский вестник» и Солодченкова Ю.К
Cлайд 26
Сатирическая журналистика Не льстивый бард, не громкий лирик, Не оды сладеньких певцов, А вдохновенный злой сатирик – Поток правдивых горьких слов Нужны России… Н.А.Добролюбов В.С.Курочкин «Свисток» «Искра» Солодченкова Ю.К