Жизнь и творчество А. Солженицына. Рассказ А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: проблематика и художественные особенности
Cлайд 2
Александр Исаакиевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В 1924 году Солженицын переехал в Ростов-на-Дону, с 1926 по 1936 год учился в школе. В старших классах увлёкся литературой, начал писать эссе и стихотворения. В 1939 году поступил на заочное отделение факультета литературы Института философии, литературы и истории в Москве. Прервал обучение в 1941 году в связи с войной. 27 апреля 1940 г. женился на Наталье Решетовской.
Cлайд 3
18 октября 1941 года был призван и направлен в грузовой конный обоз рядовым. События лета 1941 — весны 1942 года описаны Солженицыным в неоконченной повести «Люби революцию» (1948). На фронте, несмотря на строжайший запрет, вёл дневник. Много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии.
Cлайд 4
На фронте Солженицын стал критически относиться к Сталину. В переписке сдругом Н. Виткевичем ругательно высказывался о «Пахане», под которым угадывался Сталин. Письма вызвали подозрение военной цензуры. 2 февраля 1945 года последовало распоряжение об аресте Солженицына и доставке его в Москву. 9 февраля Солженицын был арестован и отправлен в Лубянскую тюрьму. 7 июля Солженицын приговорён к 8 годам лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения.
Cлайд 5
В 1947 году Солженицын начал работу над автобиографической поэмой «Дороженька» и повестью «Люби революцию».Позднее последние дни на Марфинской шарашке описаны Солженицыным в романе «В круге первом», где сам он выведен под именем Глеба Нержина. В декабре 1948 года жена заочно развелась с Солженицыным. Лагерная жизнь получила литературное воплощение в рассказе «Один день Ивана Денисовича».
Cлайд 6
К концу 1953 года здоровье резко ухудшилось, обследование выявило раковую опухоль, в 1954 году он был направлен в Ташкент на лечение, через несколько месяцев выписан со значительным улучшением. Болезнь, лечение, исцеление и больничные впечатления легли в основу повести «Раковый корпус». После освобождения 13 февраля 1953 года Солженицын был отправлен в ссылку на поселение «навечно» (село Берлик в южной части Казахстана). В ссылке написал пьесу «Республика Труда» (о лагере), роман «В круге первом» (о своём пребывании на «шарашке») и очерк «Протеревши глаза („Горе от ума“ глазами зэка)».
Cлайд 7
В 1960 году написал рассказы «Не стоит село без праведника» и «Правая кисть», первые «Крохотки», пьесу «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру»). 30 декабря 1962 года Солженицын был принят в Союз писателей СССР. Летом 1963 года создал очередную, пятую по счёту, усечённую «под цензуру» редакцию романа «В круге первом», предназначавшуюся для печати. Рассказ «Для пользы дела» опубликован в журнале «Новый мир» за 1963 год. В 1964 году впервые отдал своё произведение в самиздат — цикл «стихов в прозе» под общим названием «Крохотки».
Cлайд 8
После прихода к власти Л. Брежнева Солженицын практически потерял возможность легально печататься и выступать. В феврале 1967 года тайно закончил произведение «Архипелаг ГУЛАГ». В 1968 году, когда в США и Западной Европе были без разрешения автора опубликованы романы «В круге первом» и «Раковый корпус», советская пресса начала пропагандистскую кампанию против автора. Вскоре после этого он был исключён из Союза писателей СССР.
Cлайд 9
2 февраля Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства. 13 февраля он был выслан из СССР. В 1974—1975 годах собирал материалы о жизни Ленина в эмиграции (для эпопеи «Красное Колесо»), окончил и издал мемуары «Бодался телёнок с дубом». В 1968 году Солженицын познакомился с Натальей Светловой, у них завязался роман. Развод от первой жены был получен 22 июля 1972 года. Вскоре Солженицын зарегистрировал брак со Светловой.
Cлайд 10
27—30 апреля 1992 года кинорежиссёр Станислав Говорухин посетил Солженицына в его доме в Вермонте и снял телевизионный фильм «Александр Солженицын» в двух частях. В 1997 году был избран действительным членом Российской академии наук. С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться. Были опубликованы многие его произведения. В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве с последующим прекращением уголовного дела, в декабре того же года удостоен Государственной премии РСФСР за «Архипелаг ГУЛАГ».
Cлайд 11
Последние годы жизни провёл в Москве и на подмосковной даче. Вместе с женой Натальей Дмитриевной работал над подготовкой и изданием своего самого полного, 30-томного собрания сочинений. После перенесённой им тяжёлой операции у него действовала только правая рука. Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своём доме в Троице-Лыкове. Смерть наступила от острой сердечной недостаточности. 3 августа 2010 года, во вторую годовщину со дня кончины, на могиле Солженицына установлен памятник — мраморный крест.
Cлайд 12
«Один день Ивана Денисовича» (первоначальное авторское название — «Щ-854») — первое опубликованное произведение Александра Солженицына, принёсшее ему мировую известность. Рассказывается об одном дне из жизни советского заключённого, русского крестьянина и солдата Ивана Денисовича Шухова: «Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир — одним днём».
Cлайд 13
Тематика повести стала новаторской. Впервые в советской литературе был изображен быт лагерной зоны. Замысел произведения – рассказ об одном дне из жизни героя – соответствовал жанру рассказа. Достоверность сюжетных событий подтверждена тем, что у героев повести есть прототипы. Так, образ Шухова впитал черты однополчанина Солженицына, а также его товарищей по лагерю в соединении с личным опытом писателя.
Cлайд 14
Кроме того, у многих героев этого произведения есть документальная «основа»: в их обрисовке нашли отражение биографии подлинных заключенных. Объемная картина жизни лагеря создавалась с помощью множества портретных, бытовых, психологических деталей. Их изображение потребовало от Солженицына введения в текст новых пластов лексики. В конце рассказа был помещен словарь, включавший, помимо слов лагерного жаргона, объяснения реалий жизни осужденных ГУЛАГА.
Cлайд 15
В центре повести – образ простого русского человека, сумевшего выжить и нравственно выстоять в жесточайших условиях лагерной неволи. Очень интересна в «Одном дне Ивана Денисовича» повествовательная техника, основанную на слиянии, частичном освещении, взаимодополнении, взаимопереплетении, а иногда на расхождении точки зрения героя и близкого ему по мироощущению автора-повествователя. Лагерный мир показан преимущественно через восприятие Шухова, но точка зрения персонажа дополняется более объемным авторским видением и точкой зрения, отражающей коллективную психологию зеков. К прямой речи или внутреннему монологу персонажа иногда подключаются авторские размышления и интонации.
Cлайд 16
О долагерном прошлом сорокалетнего Шухова сообщается немного. До войны он жил в небольшой деревушке Темгенево, имел семью – жену и двух дочерей, работал в колхозе. Собственно крестьянского в нем не так уж и много. Колхозный и лагерный быт «перебил» в нем «классические» крестьянские качества. У героя не проявляется ностальгия по деревенскому укладу жизни. Так, у бывшего крестьянина Ивана Денисовича почти нет тяги к матушке-земле, нет воспоминаний о корове-кормилице.
Cлайд 17
В произведениях Солженицына огромную идейно-художественную роль играют художественные детали. Среди наиболее выразительных – повторяющееся упоминание о ногах Ивана Денисовича, засунутых в рукав телогрейки: «Он лежал на верху вагонки, с головой накрывшись одеялом и бушлатом, а в телогрейку, в один подвернутый рукав, сунув обе ступни вместе». Эта деталь характеризует не переживания персонажа, а его внешнюю жизнь. Она является одной из достоверных подробностей лагерного быта. Иван Денисович засовывает ноги в рукав телогрейки по причинам сугубо рациональным. Такое решение ему подсказывает долгий лагерный опыт. При этом данная художественная деталь имеет и символическую нагрузку. Она подчеркивает аномальность всего лагерного быта, перевернутость этого мира.