«…засучив рукава» боролся, «определяя свое право на существование как писателя революции, для революции…» В. В. Маяковский 1893 – 1930 гг.
Cлайд 4
Цель урока: Показать творчество Маяковского советского периода как отражение революции
Cлайд 5
Маяковский своим даром выразил пафос эпохи, сутью которой явились мировая и гражданская войны. Его революционность – уловленный его талантом дух нового времени.
Cлайд 6
Блок – «Двенадцать». Ненависть ко всему, что «не наше» Есенин – «Анна Снегина». Люди, которых отвергла и выбросила революция. Маяковский – большая часть творчества. Маршевая поступь времени.
Cлайд 7
«Левый марш», 1918.
Cлайд 8
Призывные интонации, маршевые ритмы – весь строй стиха утверждает необходимость диктуемой революцией железной дисциплины. Атмосфера митинга, желание занять место в боевых рядах, встать в строй.
Cлайд 9
«Ода революции», 1918.
Cлайд 10
Антитеза (противопоставление) пронизывает все произведение. На антитезе построены оксюмороны (сочетание противоположностей), характеризующие революцию.
Cлайд 11
«О, звериная!/ О, детская!/ О, копеечная!/ О, великая!/ «Стройной постройкой» и «грудой развалин» Революция «Шлет моряков/ на тонущий крейсер,/ туда,/ где забытый мяукал котенок», она же «прикладами гонит седых адмиралов/ вниз головой/ с моста в Гельсингфорсе» «Тебе обывательское/ - о, будь ты проклята трижды! - / и мое,/ поэтово/ о, четырежды славься, благословенная!»
Cлайд 12
Работа в окнах РОСТА.
Cлайд 13
В работе над плакатами в «Окнах сатиры» Маяковский проявил свой сатирический талант. Если в предреволюционные годы сатира поэта была направлена на «жирных», на «буржуев», то в 20-х годах мишенью сатиры стали враги революции. Этих врагов не надо искать далеко, они разлагают революцию изнутри.
Cлайд 14
Cлайд 15
Cлайд 16
Cлайд 17
Cлайд 18
Cлайд 19
Cлайд 20
Cлайд 21
Cлайд 22
Cлайд 23
Cлайд 24
Cлайд 25
Cлайд 26
«О дряни», 1920 – 1921.
Cлайд 27
Маяковский наносит удар по мещанству. Мещанин – замаскированный под советского работника враг, считает Маяковский. Поэт издевается над «мразью», сумевшей приспособиться, «оперенья переменив», к новым условиям свить себе «уютные кабинеты и спаленки». Он опасен тем, что ловко втирается в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений.
Cлайд 28
Приемы сатирического изображения: Слова сниженной лексики: «Мурло мещанина»; «зады»; «мразь»; «тихоокеанские галифища». Выразительная гипербола: «Намозолив от пятилетнего сидения зады,/ крепкие, как умывальники». Мещанский символ – канарейка – оказывается страшнее Врангеля. Абсурдность: портрет Маркса «орет».
Cлайд 29
Через революцию Маяковский обретает Родину, ранее для него как бы не существующую. Гордость своей революционной эпохой превалирует в его произведениях. Восприняв революцию как первый акт преображения жизни, поэт ищет людей, способных продолжить дело строительство новой жизни. Создает поэмы «В. И. Ленин», «Хорошо!» Маяковскому, как мы увидели, был свойственен не только оптимистический взгляд на настоящее и будущее. Это выразилось и в его стихотворениях, и в драматических произведениях поэта.
Cлайд 30
Я хочу быть понят моей страной, Я не буду Понят – Что ж. По родной стране Пройду стороной, Как проходит Косой дождь.