Семион Полоцкий. Пьеса: «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных»
Cлайд 2
Навуходоносор Навуходоносор (Nebuchadnezzar II) - старший сын и наследник Набополасара, основателя Халдейской (или Нововавилонской) империи. Наиболее известный представитель этой династии. В историю вошел как полководец, устроитель столицы и как человек, сыгравший выдающуюся роль в еврейской истории. Имя его известно из надписей на глиняных табличках, из еврейских источников и от античных авторов. Правильная форма имени Навуходоносора - Набу-кудурри-усур, что означает: "бог Набу, охрани мои границы". Именно это имя оттиснуто на миллионах кирпичей, находящихся ныне на развалинах Вавилонской башни, описанной Геродотом. Археологи раскопали также и знаменитую "дорогу процессий". Эта дорога вымощена огромными квадратными каменными плитами, и на нижней стороне каждой из них высечена надпись: "Я - Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Я вымостил каменными плитами из Шаду эту дорогу процессий к храму великого бога Мардука. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь".
Cлайд 3
Навуходоносор В то время как его отец подчеркивал свое простое происхождение, Навуходоносор объявил себя потомком легендарного царя Нарам-Суэна, правившего в III тыс. до н.э. Год рождения Навуходоносора неизвестен, но, скорее всего, это случилось до 630 г. до н.э., так как, согласно обычаю, Навуходоносор, начавший военную карьеру в самом юном возрасте, к 610 г. до н.э. занимал важный пост в армии. Он первый, кого упомянул его отец Набополасар как простого работника, участвовавшего в восстановлении храма Мардука, главного бога города и страны. В 607-606 гг. до н.э. Навуходоносор в качестве наследного принца вместе со своим отцом командовал армией в горах к северу от Ассирии (Харран). Навуходоносор прославился как замечательный полководец еще при жизни отца. Русская литература Устное народное творчество (до XI в.) Древнерусская литература (XI в. – XVII в.) Литература XVIII века Литература XIX века Литература XX века
Cлайд 4
В разгар этих событий старик Набополасар умер. После смерти отца, последовавшей 16 августа 605 г. до н.э., Навуходоносор спешно вернулся в Вавилон и в течение трех недель закончил коронационные торжества. На 23-й день после кончины отца Навуходоносор занял царский трон. Подобная стремительность и последовавшее затем молниеносное возвращение в армию показали, что империя попала в крепкие руки. Вхождение на престол нового царя
Cлайд 5
Болезнь Навуходоносора Навуходоносору II как поработителю еврейского народа большое внимание уделяется в Ветхом Завете. И именно из Библии мы почерпнули сведения о том, что в последний период правления царя на семь лет поразила диковинная болезнь. Согласно Книге пророка Даниила, в определённый момент, взирая на преображённый его стараниями город, на устроенные роскошные дворцы, городские кварталы и зиккураты, Навуходоносор возгордился и мысленно сравнил свои деяния и свою власть над людьми с божественной властью. За это он был наказан ужасной болезнью, которая должна была ему показать его истинное место по сравнению с Творцом: «Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы».
Cлайд 6
Царь-оборотень Основываясь на этом коротком, но живописном отрывке, многие современные учёные полагают, что Навуходоносор страдал формой психоза, схожей с клинической ликантропией. Ликантропией называют психопатическое состояние, при котором человеку кажется, что он превращается или уже превратился в какое-либо животное. Причём это могут быть самые различные живые существа - от лягушек до птиц. Выделяют две формы ликантропии: лёгкую (при ней человек просто высказывает свои ощущения и галлюцинации, согласно которым он переживает превращение в зверя) и тяжёлую (в этом случае больной подражает повадкам того или иного животного - например, пытается взлететь подобно птице или передвигается на четвереньках, рычит и лает подобно собаке). Таким образом, если принять такую версию, можно предположить, что Навуходоносор II страдал тяжёлой формой ликантропии.
Cлайд 7
Доказательством семилетней болезни Навуходоносора II являются древние глиняные таблички, на которых, предположительно от имени царя, написано следующее: «Моя столица… не радовала мое сердце, во всех моих царствах я не возвысил моей власти; драгоценных сокровищ моего царства я не собирал. В Вавилоне я не возводил никаких построек ни для себя самого, ни для славы моего царства. Не воспел я во славу господина моего и бога Мардука, радости моего сердца в Вавилоне, городе его величества и столице моего царства, и ничего не положил я на его жертвенник; также не очищал я каналов». Выдвигается предположение, что нарушение царём своих религиозных функций, то есть совершения ритуалов и принесения жертв вавилонским божествам, было экстраординарным событием и может быть объяснено лишь периодом помутнения рассудка. В этом и видят пусть косвенное, но подтверждение библейского отрывка о Навуходоносоре II. Гомер Дата рождения: VIII век до н. э. Дата смерти: VIII век до н. э. Место смерти: остров Иос Жанр: героический эпос
Cлайд 8
Три отрока в пещи огненной Анания, Азария, Мисаил и их товарищ Даниил, от лица которого написана библейская книга, входили в число знатных иудейских юношей в вавилонском плену, приближённых царем Навуходоносором II ко двору. В пленении носили имена Седра х, Миса х и Авденаго
Cлайд 9
Библейский сюжет Четыре отрока, несмотря на то, что их должны были кормить едой с царского стола, не стали осквернять себя ею. Обеспокоенный начальник евнухов через некоторое время убедился, что всё равно юноши оказываются красивее прочих, кто ел царскую еду. Через три года они предстали перед царем, и он убедился в их превосходстве перед остальными: «о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его». Товарищи заняли место при дворе.
Cлайд 10
Библейский сюжет Во второй год царствования Навуходоносора ему приснился сон, и он приказал, чтобы мудрецы истолковали его. На просьбу мудрецов рассказать хотя бы содержание сна, царь ответил, что если они мудрецы, они должны сами догадаться, о чём был сон, и истолковать его. В противном случае он прикажет казнить их всех. Угроза смерти нависла и над четверыми иудеями, но Бог поведал Даниилу о чём был сон царя — это был сон про колосса о глиняных ногах. После успешного толкования царь поставил Даниила «над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими», а его трое друзей были поставлены «над делами страны Вавилонской» (Дан. 2:49).
Cлайд 11
Чудо в пещи огненной Мардук - главное божество Вавилона Третья глава «Книги Даниила» содержит непосредственный рассказ о прославившем отроков чуде. Создав золотого истукана, царь повелел всем своим подданным поклониться ему, как только они услышат звуки музыкальных инструментов, под страхом смерти от сожжения. Трое иудеев не сделали этого (так как это противно их вере), о чём их враги незамедлительно донесли царю. Навуходоносор ещё раз приказал им поклониться идолу, но Анания, Мисаил и Азария отказались, заявив: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит», после чего Навуходоносор отдает приказ об их казни, и юношей бросают в жарко истопленную печь.
Cлайд 12
Чудо в пещи огненной И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные. [И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки…'». А между тем слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом, и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи. Но Ангел Господень сошёл в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их. Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога.
Cлайд 13
Чудо в пещи огненной Христианская традиция считает, что ангелом, сохранившим отроков, был архангел Михаил.[3] После явления ангела отроки «как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога». Текст этой песни приводится в Дан. 3:52-90. Навуходоносор изумленно рассмотрев, что творится в пламени, воскликнул: «не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Вот, я вижу четырёх мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвёртого подобен сыну Божию». После чего приказал прекратить казнь. Когда трое отроков вышли из печи, вавилонцы убедились, что огонь не только не опалил им ни волоска на голове, но даже одежды не пахнут огнем. После чего, изумленный властью Бога, который умеет так спасать верующих в него, снова возвысил этих трёх иудеев. На этом рассказ о трёх отроках в «Книге Даниила» заканчивается. Дальнейшая судьба.Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского, святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.
Cлайд 14
Тесная связь драматургии Полоцкого с насущными политическими задачами того времени легко может быть прослежена и на собственно драматургических опытах Симеона. Превосходный знаток обрядовой стороны христианства, он выбрал для первой своей драмы широко известное в христианской богослужебной практике «пещное действо», обычно разыгрываемое накануне рождества. Этот театрализованный церковный обряд, известный на Руси с конца XIV века и сохранившийся до первой половины XVII столетия (последнее известное нам исполнение датируется 1643 годом), был не чем иным, как представлением библейского предания о трех отроках — Анании, Азарии и Мисаиле, отказавшихся поклоняться золотому идолу, воздвигнутому царем Навходоносором, и за это брошенных в пылающую печь. Но благодаря божественному провидению свершилось чудо: к трем отрокам спустился ангел и спас их от огня. Пораженные халдеи, воины Навходоносора, вывели невредимых отроков из печи. «Действо» должно было наглядно продемонстрировать могущество бога, спасающего искренне верующих в него от страшной смерти. Сила бога оказывалась сильнее даже царской власти.
Cлайд 15
Пьеса: «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» Композиция пьесы: Предисловец Действо Епилог
Cлайд 16
Предисловец: Восхваление деяний царя, его качества как мудрого правителя, почитание Бога, противопоставление деяниям Навходоносора, его гордыня, возомнил себя выше Бога, (используются сравнения, эпитеты, восклицательные предложения) Цель представления
Cлайд 17
Действо: Развитие сюжета Действующие лица: Навходоносор, казначей, Зардан, Навусар, Амир, Гудец, Сердах, Мисах, Авденаго, Аггел, велможи, Выдержки из Библии
Cлайд 18
Епилог: Обращение к царю за комидийское действо, хвала разуму и почитание искусству, царствование царю на благо, поражению противникам
Cлайд 19
Особенность языка пьесы: Старославянский язык Стихотворный размер (способ написания стихотворного текста- силлабический система стихосложения (11 слогов). Силлабическая поэзия, это когда ударения нас не интересуют, а стихотворный текст строится по принципу деления на число слогов. Такой вид стихосложения господствовал на Руси вплоть до появления Тредиаковского и Ломоносова и представлен в русской литературе уже упомянутым Симеоном Полоцким) Сравнения Эпитеты Восклицательные предложения Выдержки из библии