Основной государственный экзамен (ОГЭ) сдается учащимися 9-х классов. Это подобие ЕГЭ с использованием КИМов стандартизированной формы.
Cлайд 3
Выпускники 9 классов общеобразовательных учреждений сдают не менее 4-х выпускных экзаменов: 2 обязательных (русский и математика); 2 по выбору (из перечня предметов).
Cлайд 4
Основной этап ОГЭ в 2016 году 26 мая (чт) и 28 мая (сб) - иностранные языки 31 мая (вт) - математика 3 июня (пт) - русский язык 7 июня (вт) - обществознание, химия, информатика и ИКТ, литература 9 июня (чт) - география, история, биология, физика
Cлайд 5
Структура и содержание экзаменационной работы
Cлайд 6
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. Все задания экзаменационной работы направлены на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном.
Cлайд 7
Часть 1 включает в себя фрагмент эпического (или драматического, или лироэпического) произведения и три вопроса к нему. Часть 2 включает в себя лирическое стихотворение (или басню) и три вопроса к нему.
Cлайд 8
Выполнение заданий 1, 2, 4, 5 требует ответа в примерном объеме 3–5 предложений с опорой на текст. Каждое из этих заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.
Cлайд 9
Выполнение заданий 3 и 6 предполагает не только размышление над предложенными текстами, но и сопоставление их с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем ответа – 5–8 предложений).
Cлайд 10
Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня), с которым нужно провести сопоставление в задании 3 и 6, может быть взят не только из произведений, названных в государственном образовательном стандарте.
Cлайд 11
Задания 3 и 6 расширяют границы проверяемого содержания и обеспечивают дополнительный охват учебного материала, позволяют проверять уровень сформированности важнейших предметных компетенций.
Cлайд 12
Максимальный балл за выполнение каждого сопоставительного задания (3, 6) – 5. Указание на объем ответов условно, оценка ответа зависит от его содержательности.
Cлайд 13
Фрагмент текста или стихотворения должен: обладать смысловой завершенностью; сохранять целостность текста быть корректным и адекватным ситуации экзамена
Cлайд 14
быть репрезентативным в отношении средств художественной изобразительности, что позволяет формулировать задания, требующие анализа изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы
Cлайд 15
Экзамен нацеливает экзаменуемого на углубленную работу с художественным текстом, проверяет его ориентированность в проблематике курса, учитывает читательские предпочтения («сопоставительные» задания). Все задания экзаменационной работы имеют интерпретационный, проблемный характер; экзаменуемый должен аргументировать свой ответ с опорой на конкретный литературный материал.
Cлайд 16
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе.
Cлайд 17
воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
Cлайд 18
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа; строить письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Cлайд 19
Содержание экзаменационного материала опирается на следующие разделы курса литературы. 1. «Сведения по теории и истории литературы» 2. «Из русского фольклора» 3. «Из древнерусской литературы» 4. «Из русской литературы XVIII в.»
Cлайд 20
5. «Из русской литературы первой половины XIX в.» 6. «Из русской литературы второй половины XIX в.» 7. «Из русской литературы XX в.» 8. «Из зарубежной литературы»
Cлайд 21
В экзаменационную работу включены задания базового и повышенного уровней сложности. Максимальный балл за всю работу – 22.
Cлайд 22
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. На выполнение экзаменационной работы по литературе дается 180 минут.
Cлайд 23
При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики. Выполняя задания, учащийся может пользоваться черновиком. Все ответы экзаменационной работы записываются чётко и разборчиво.
Cлайд 24
ГВЭ-9 по литературе (устная форма)
Cлайд 25
Экзаменационные билеты ориентированы на проверку выполнения Требований к уровню подготовки выпускников и опираются на художественные тексты, соответствующие Обязательному минимуму содержания литературного образования.
Cлайд 26
Комплект экзаменационных материалов по литературе для ГВЭ-9 в устной форме состоит из 15 билетов.
Cлайд 27
Каждый билет состоит из двух заданий, подобранных таким образом, чтобы, во-первых, в билете были представлены произведения разных писателей, во-вторых, задания билета относились к произведениям разных родов и жанров.
Cлайд 28
Бóльшая часть заданий экзаменационных билетов базируется на литературном материале, который изучается в 9 классе, однако в ряде случаев задания опираются на произведения, традиционно изучаемые в 7–8 классах, например роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри», комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».
Cлайд 29
При оценке ответа экзаменуемого используется пятибалльная система оценивания. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за ответ на каждый вопрос билета и является их средним арифметическим (по правилу округления).
Cлайд 30
Для подготовки ответа на вопросы билета обучающимся предоставляется не менее 60 минут. Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
Cлайд 31
Образец экзаменационного билета ГВЭ-9 по литературе (устная форма) 1. Образ автора в «Слове о полку Игореве» и его оценка изображённых событий. 2. Обличение ложных ценностей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».