Более ста лет тому назад в небольшом городке Дании – Оденсе, на острове Фюн, происходили необычайные события. Тихие, чуть сонные улицы Оденсе внезапно огласили звуки музыки. Процессия ремесленников с факелами и знаменами прошествовала мимо ярко освещенной старинной ратуши, приветствуя высокого голубоглазого человека, стоявшего у окна. В честь кого же жители Оденсе зажгли свои огни в сентябре 1869 года? То был Ханс Кристиан Андерсен, избранный почетным гражданином родного города. Чествуя Андерсена, земляки славили лучшего сказочника мира
Cлайд 3
4 августа 1875 года писателя не стало. В Дании был объявлен национальный траур . Прошло более ста лет со дня его смерти, а сказки и истории датского писателя продолжают издаваться во всех странах мира
Cлайд 4
«Дело было давно, конечно, но потому-то и стоит послушать эту историю, пока она совсем не забудется!» - писал Андерсен. - Почему для автора так важно, чтобы эта история не забылась? Давайте же с вами перенесемся в мир сказки, которая так и называется – «Соловей». - Где происходит действие сказки? В Древнем Китае, в чудесном дворце императора.
Cлайд 5
Что было самым чудесным, чудом из чудес в е владениях императора? Знал ли император, что в его владениях живет соловей? А кто во дворце знал об этом? Как же так получилось, что весь мир знал о соловье, о нем даже писали в книгах, а император не знал? Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах?
Cлайд 6
Задание: 1 группа. Расскажите о том, где живет соловей. 2 группа. Расскажите об императоре и его придворных. Заполните таблицу, пользуясь текстом сказки Император и его придворные Соловей Где живут? Что видят? Что слышат? Густой лес Чудесный дворец Глубокие озера, берег синего моря, корабли, бедные рыбаки . Хрупкий дворец, до которого страшно дотронуться, стены и пол из драгоценного фарфора Шум моря, плеск волн, шелест листьев Звон колокольчиков, привязанных к цветам.
Cлайд 7
Чем отличается окружающий мир соловья от мира императора? Естественная красота живой природы. Искусственная красота дворца.
Cлайд 8
Прочитайте эпизод поиска соловья по ролям (Со слов «И вот все отправились в лес…» до слов «Он будет иметь огромный успех при дворе») Как воспринял император пение соловья? Найдите ответ на вопрос в тексте сказки. Император был очень доволен, у него выступили слезы на глазах. Почему соловей отказался от награды? Подтвердите ответ текстом сказки. «Я видел на глазах императора слезы – какой еще награды желать мне!» Почему слезы на глазах императора дороже любого подарка? Кто еще плакал от пения соловья? Бедная девочка: «Слезы так и текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно, словно матушка целует меня»
Cлайд 9
Почему пение соловья вызывает слезы? Что такое пение? Настоящее, красивое пение – это искусство, оно воздействует на человека и вызывает у него различные чувства. «Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца», - говорит соловей. Как придворные дамы пели, подражая соловью? набирали в рот воды, чтобы она булькала у них в горле. Такое пение способно вызвать слезы?
Cлайд 10
Как в сказке появляется еще один соловей? Что же это была за птица? Дайте каждому образу характеристику, а потом сравните их.
Cлайд 11
Настоящий соловей Искусственный соловей Жил в ветвях деревьев, нависших над водой. Весь обсыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами Его заслушивался рыбак, забывая о своих заботах. Хвостик его отливал золотом и серебром Поэты слагали в честь него прекраснейшие стихи . На шейке у него была ленточка с надписью. Маленькая серенькая птичка Пел, как заведенная шарманка. Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слезы . Весь так и блестел драгоценностями. Пел по-своему 33 раза пропел одно и тоже и не устал Никогда нельзя знать заранее, что именно он будет петь. Можно дать себе полный отчет в его искусстве - все же известно наперед. Можно разобрать его и показать его внутреннее устройство. Народ послушал его и был доволен, как будто вдоволь напился чаю. Недурно, но все-таки не то, чего-то не хватает в его пении. О нем написали 25 томов самых мудреных китайских слов
Cлайд 12
Кто красивее? Кто лучше поет? Какие чувства вызывает у людей своим пением? Так чем же отличается живой соловей от искусственного? Настоящий соловей. Внешне не красив, а красив внутренне. Живой соловей – это творение природы, а живой голос – это настоящее искусство Искусственный соловей. Красив только внешне, внутри у него механизм, он – творение человеческих рук, подражание природе, истинному искусству. В чем заключается его сила? На что способно истинное искусство?
Cлайд 13
А мог ли искусственный соловей спасти императора? А мог ли искусственный соловей сделать это? Нет, потому что только настоящее пение живого соловья способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе человека. Настоящее искусство делает человека лучше, чище, красивее.
Cлайд 14
Как изменился император? Он позволил соловью жить в лесу, позволил прилетать и петь песни, только тогда, когда сам соловей этого пожелает . Соловей спас от смерти императора, пообещал прилетать к нему и рассказывать о той настоящей живой жизни, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными колокольчиками. Почему Андерсен просил читателя не забывать эту сказку? Эта сказка очень интересна и поучительна. Лишенный блеска соловей оказывается сильней и свободней самого императора. А основная идея сказки заключается в бессмертии подлинного искусства и невозможности его замены механизмом.
Cлайд 15
Дома написать эссе на тему «В чем же заключается дивная сила искусства?»