ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ И ЕЕ ВОЖДЯ. ЗЕРКАЛЬНЫЕ СЦЕНЫ: ОТНОШЕНИЕ ГЕНЕРАЛА И САМОЗВАНЦА К УЧАСТИ ДЕВУШКИ-СИРОТЫ Урок 6
Cлайд 2
-Как отнесся генерал Р. к просьбе Гринева о спасении дочери Миронова (конец X главы)? Генерал советует «взять терпение»; узнав, что Гринев любит эту девушку, все равно отказывает в содействии. Он проявляет равнодушие, бессердечие. - На что же решился Петр Андреевич? Он решился отправиться в Белогорскую крепость,чтобы спасти Машу. Но в военное время самовольно уехать из осажденного Оренбурга — это значит нарушить военную дисциплину. - Как быть? Как поступить? Нарушить воинский долг или нарушить другой долг — долг перед любимой девушкой, оказавшейся в руках Швабрина? Что привлекает нас в Гриневе? безрассудная смелость, доброта, самоотверженность, благородство, великодушие.
Cлайд 3
Опять Гринев в дороге, его сопровождает верный Савельич. Гринев едет на добром коне, подаренном Пугачевым, а Савельич - на тощей и хромой кляче, которую даром ему отдал один из городских жителей. Кого эта пара напоминает? - Почему Гринева схватили мятежники, ведь он мог ускакать от них? - Рассмотрим обстановку, в которой оказался Гринев. Найдите описание «дворца Пугачева». Докажите, что это дворец мужицкого царя. - Расскажите о соратниках Пугачева — Белобородове и Хлопуше. - Сравните отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты.
Cлайд 4
Прочитайте диалог между Гриневым и Пугачевым в кибитке. Какие тайны открывает Пугачев Гриневу? «Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». - Какие «благоразумные» советы дает Пугачеву его собеседник? Как отразилось в этих советах его отношение к Пугачеву, как "они характеризуют самого рассказчика? Гринев доброжелательно относится к Пугачеву, но не понимает того, что восстание - дело жизни Пyгaчевa, что за ним идут массы людей, это стихия. Гринев наивно рассматривает народное восстание как разбойничий налет и боится неизбежной расправы с вожаком. Ответ Пугачева: «Авось и удастся» - передает стихийность, бесплановость движения и авантюризм Пугачева и в то же время говорит о его смелости, способности рисковать, без чего не совершится большое дело. - Что отвечает Гриневу Пугачев?
Cлайд 5
Кульминацией разговора стала калмыцкая сказка, которую Пугачев рассказывает «с каким-то диким вдохновением». Это произведение ученые считают притчей. Задание. Вспомните значение термина «притча». Какое иносказание скрыто в этой притче? - Как вы оцениваете ответ Гринева на притчу, рассказанную Пугачевым? Слова Гринева: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину» — обнаруживают всю глубину пропасти между героями, показывают различие в их мировоззренческих идеалах. - Почему «Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал»? Может быть, он удивлен смелости, мудрости Гринева, сказавшего то, о чем Пугачев сам не задумывался? Пугачев представляется и автору, и рассказчику как личность сложная, как человек с неспокойной душой. ВЫВОД:
Cлайд 6
Домашнее задание. Прочитать повесть до конца. Ответить на следующие вопросы: 1) Какое значение имеет эпиграф к XII главе? 2) Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина? 3) Как ведет себя Пугачев в сцене убийства Василисы Егоровны (глава VII) и в сцене освобождения Марьи Ивановны (глава XII)? 4) Как ведет себя Пугачев, узнав, что Гринев не сказал ему всей правды? 5) Каким изображается Алексей Иванович Швабрин в повести «Капитанская дочка»?