Архитектор. Один из основоположников русского классицизма
Cлайд 2
Василий Иванович Баженов родился в феврале 1737 года в семье Ивана Баженова, служившего в селе Дольском Малоярославского уезда Калужской губернии. В 1753 году Василия приняли в архитекторскую команду, руководимую Ухтомским. С 1751 состоял художником при "архитектурной команде" Д. В. Ухтомского, участвовал в отделке Головинского дворца в Москве. В 1755 поступил в Московский университет
Cлайд 3
Петербургская Академическая гимназия в которую Баженов перевёлся в 1756 году. В 1758-1760 был среди первых слушателей петербургской Академии художеств, учился у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота. Первый пенсионер петербургской Академии, совершенствовался в парижской Академии (1760-1762) и в Италии (1762-1764), где получил известность как блестящий архитектурный рисовальщик и проектант.
Cлайд 4
Но полтора года в Италии нелегко достались нервному, впечатлительному Баженову. Не хватало денег, скупо и не в срок присылаемых из Петербурга, он был один, его обманывали, на него даже напали разбойники... С трудом добрался Баженов до Парижа и здесь оставался до тех пор, пока академия нс соизволила оплатить его долги и дорогу домой. В 1765 вернулся в Санкт-Петербург, получил звание академика. Вскоре Баженов покинул Петербург и в начале 1767 года возвратился в родную Москву. Баженов вскоре после приезда в Москву женился. Его супругой стала Аграфена Лукинична Красухина, дочь каширского дворянина, рано умершего.
Cлайд 5
Грандиозный проект реконструкции Кремля (начат в 1773, не осуществлен)
Cлайд 6
Баженов разработал грандиозный проект, предусматривавший не только реконструкцию всего кремлевского ансамбля, но и Красной площади. Кроме апартаментов императрицы, в Кремле должны были размещаться и правительственные учреждения Москвы. Главное здание дворца должно было огибать кремлевский холм со стороны Москвы-реки, для чего была разобрана часть кремлевской стены с башнями. Центром композиции должна была стать овальная площадь с колоннадами и амфитеатром для зрителей, к ней сходились основные радиальные улицы центра Москвы. Мощный рустованный цоколь дворца и высокая колоннада должны были скрыть древние постройки Соборной площади, что нарушило бы традиционный облик Кремля. При закладке дворца в 1773 г. зодчий сказал, что дворец должен служить «украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа», однако проект так и не был осуществлен. Помешало этому несколько причин: разрушение Кремля вызвало недовольство в обществе, особенно в Москве, грандиозное строительство грозило подорвать бюджет государства, которое вело войну с Турцией, и, наконец, Екатерина не желала возвеличивать Москву. В 1775 г. строительство было прервано, что явилось для зодчего тяжелым ударом. От грандиозного проекта сохранились лишь чертежи и огромная деревянная модель, хранящиеся в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева в Москве.
Cлайд 7
Дворцово-парковый ансамбль Царицыно
Cлайд 8
Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики» Цари цыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году. Царицыно — самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле. Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына. Таким образом, исторические части Царицына важны для понимания переходной эпохи в русской архитектуре рубежа веков Самозабвенная работа над царицынским ансамблем, ставшим одной из вершин творчества гениального зодчего В. И. Баженова, обернулась для него в то же время тяжёлой жизненной драмой.
Cлайд 9
Дом Пашкова (1784 – 1786)
Cлайд 10
Пашков дом был построен в 1784 – 1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка Петра Егоровича Пашкова. Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер, (в своих деталях нарисованный с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными канонами). По сторонам четырёхколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн. В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с, так называемыми, диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада