ВЛАСТЬ и НАРОД в сатире М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Cлайд 3
Cлайд 4
Я вовсе не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей… М.Е.Салтыков-Щедрин Мы разучились сеять и пахать. Мы научились охать и вздыхать. М.Дудин
Cлайд 5
Основная проблема произведения – проблема взаимоотношений народа и власти. Каковы эти взаимоотношения?
ВЫВОД Продолжите предложение: Градоначальники – это … это функция карающая, пресекающая и взыскивающая (функция – деятельность, обязанность)
Cлайд 11
«Страшны… насилие и грубость, страшно самодовольное ничтожество, которое ни о чем не хочет слышать, ничего не хочет знать, кроме самого себя. Иногда это ничтожество взбирается на высоту… Тогда действительно становится страшно за все живущее и мыслящее» М.Е.Салтыков-Щедрин
Cлайд 12
НА ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ ДЕСПОТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ? глуповцы = народ
Cлайд 13
Какой он, народ? в ожидании нового правителя в первую встречу с ним в состоянии смятения от рухнувших надежд
Cлайд 14
НАРОД Продолжите предложение: Народ в «Истории одного города» …. …неразвитый, покорный, слепо верящий в правителя, не умеющий и не желающий защищать себя от произвола властей.
Cлайд 15
ВЫВОД Деспотический режим устанавливается там, где народные массы …. неразвиты, покорны, ПАССИВНЫ.
Cлайд 16
«…для меня важны не подробности, а общие результаты; общий же результат, по моему мнению, заключается в пассивности…» М.Е.Салтыков-Щедрин
Cлайд 17
«История одного города» не гротесковый сатирический роман, не сатирическая историческая хроника, не пародия. Это антиутопия, предупреждение будущему (важнейшая функция жанра антиутопии!).
Cлайд 18
ПРОБЛЕМА XX век 1914 г. В.Воинов. Прозаические стихи «МЫ». 1983 г. Увидела свет «История города Глупова в новые и новейшие времена». Автор В. Пьецух. 1998 г. С.Благодаров. Статья «Из жизни одного градоначальника»
Cлайд 19
Cлайд 20
Послесловие «… Кто мог думать, что я в этом случае буду пророком – а вот, однако ж, вышло, что я всё это предвидел и изобразил». М.Е.Салтыков-Щедрин
Cлайд 21
ПОЧЕМУ? В. Костиков. Российский журналист, дипломат. Статьи: «Народ особого назначения» «Как России выйти из мглы?»
Cлайд 22
Cлайд 23
Cлайд 24
МОЗГОВОЙ ШТУРМ НЕЛЬЗЯ существовать ПАССИВНЫМ! НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ПОКОРНЫМ! НЕЛЬЗЯ БЫТЬ НЕВЕЖЕСТВЕННЫМ! НАДО ЗНАТЬ свои права НАДО УМЕТЬ отстаивать свои права НАДО ВЕРИТЬ в себя НАДО УВАЖАТЬ себя
Cлайд 25
Домашнее задание ОБЩЕЕ: написать отзыв «После урока», Перечитать роман «Господа Головлёвы» ПО ВЫБОРУ: История создания романа; Жанровая характеристика романа Композиция романа и её идейное значение.
Cлайд 26
«Щедрин шёл в ногу с жизнью, ни на шаг не отставая от неё, он пристально смотрел в лицо ей и горько пророчески хохотал над всеми и всем» М.Горький
Cлайд 27
Литература: «История одного города». М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» в школьном изучении». А.К.Киселев Я иду на урок литературы. Библиотека «Первого сентября»
Cлайд 28
Автор: Мурхусаева Г.М., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г.Северобайкальск Республика Бурятия