Опричнина - благо или зло для России O tempora! O mores! Нравственные качества главных участников истории порой определяют суть того, что они натворили. Хотя и не перестают быть великими деяния того же Грозного. Исследовательская работа Автор: Лачугина Анастасия ученица 7 класса МОУ СОШ №201"Согласие" Екатеринбург. 2005.
Cлайд 2
Гипотеза: На чем основывалась уверенность Ивана IV в благости своих чудовищных злодеяний? Опричнина принесла больше зла для российского народа. Проблема:
Cлайд 3
Цель: Доказать или опровергнуть поставленную гипотезу Задачи: 1.Разобраться в исторической обстановке России середины XVI века. 2.Определить, что такое опричнина, причины её введения, цели, которые она преследовала. 3.Проонализировать исторические факты и выделить "за" и "против" опричнины. 4.Найти ответ на вопрос о цене человеческой жизни в годы опричнины. 5.Провести анкетирование и сделать анализ полученных результатов.
Cлайд 4
Словарь Опричнина: это политика террора, направленная на установление самодержавной власти царя. Опричь (кроме)-вдовья часть земель, дававшаяся женам умерших знатнейших вельмож. Самодержавие - абсолютная власть царя. Кромешники - опричники (в представлении христиан существует понятие ада - места мучений грешников). Ад- "Тьма кромешная"- суть зла. Значит кромешники - это люди, одержимые ненавистью к миру, слуги зла. Земщина - это территория страны, не входившая в опричные земли. Это форма политического запугивания, устрашения с использованием, крайне жестоких методов вплоть до физического устранения противника. Синодики - поминальники, рассылавшиеся Иваном по монастырям, чтобы монахи молились по убиенным. Централизованное государство - единое государство с сильной центральной властью. Репрессии - карательные меры, наказания. "Заповедные лета" (с 1581г.) - годы, когда "Юрьев" день запрещался.
Cлайд 5
Все в России задумывается государством, делается для государства. Центральным событием истории XVI века является опричнина. В течение 7 лет (1565-1572 гг.) в Московском государстве разгорелся и пылал по словам А. Курбcкого "пожар лютости" унесший десятки тысяч человеческих жизней. Опричнина в памяти людей XVI в - символ людской мясорубки, как в нашей -1937 год. Так что же такое опричнина? Единого мышления историков нет. Отсюда и противоположные оценки опричнины. Вот несколько примеров: Опричнина-это система политических мер, направленных на укрепление государства и борьбу с заговорами своевольных бояр. (С.М.Соловьев) Опричнина-это бессмысленные репрессии полубезумного, охваченного манией преследования царя. (Н. М. Карамзин) Опричнина - гипертрофированная централизация государственной власти. (В.О.Ключевский) Опричнина - есть фаза самодержавия. (Д. Альшиц) Опричнина - является кровавой эпохой бессмысленных убийств, совершавшихся по велению царя. (В.О.Ключевский)
Cлайд 6
Если хочешь быть самодержцем, не держи при себе людей, которые умнее тебя. О причинах введения опричнины можно только догадываться. 1.Противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия. 2.Неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны 1558-1583) В декабре 1565 года Иван Грозный выехал их Москвы в Александрову слободу, объявил об учреждении особого удела - опричнины. Так началась новая эпоха в истории царствования Ивана IV - от реформ к опричнине. Цели опричнины: 1.Укрепление царской власти и государства. 2.Истребить крамолу в боярской среде.
Cлайд 7
"Государство без грозы, что конь без узды" И. Пересветов Для России и русского человека. Исходя из целей опричнины мы поставим вопрос:
Cлайд 8
Благо 1. Опричнина уничтожила частные военные силы, в опоре на которые непокорные вотчинники были часто для царя опаснее внешних врагов. 2. Опричные действия ликвидировали остатки феодальной раздробленности. 3. Опричнина провозгласила принцип личной службы и установила на всей территории государства систему прямых и косвенных налогов, взимаемых в казну. 4. Нельзя обещать того, что опричнина имела в виду некоторые экономические и финансовые задачи. 5. Время Грозного - время складывания новой системы власти. (самодержавия).Александрова слобода - символ социального договора: государство заботится о народе, народ служит государству. Такая власть служит благу страны, а многовластие ущербно - так считал царь.
Cлайд 9
"Страх вошел в душу мою и трещат кости мои". Иван IV Грозный Таким образом, с одной стороны опричнина преследовала благие намерения, которыми в конечном итоге была вымощена «дорога в ад». Подчинившись самодержавной власти московских князей, русский народ обрел единство и независимость. Но опричнина показала, однако, какую цену иногда приходится платить за укрепление государственной власти. Царь считал, что цель оправдывает средства.
Cлайд 10
ЗЛО “Водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего. Царь попирал обычаи, традиции, христианские представления о порядке и справедливости." (С.М.Соловьев). 1. Террор - необходимое условие самодержавия метод реализации опричнины. 2. Власть, по мнению Грозного, должна внушать страх. Жестокость нужна была не для дела, а для воспитания покорности. 3. Исполнителями предсказаний царя были опричники ( войско до 6000 чел.), люди без стыда и совести, задачей которых было "изводить государеву измену", причем определять измену должны были те самые опричники. 4.От террора пострадали не только бояре, духовенство, дворяне, и целые города (Новгород), но и простые горожане и крестьяне. 5.Человеческая жизнь ценилась недорого, родственники удовлетворялись штрафом. 6.Самая страшная характеристика опричнины заключалась в том, что царь и его кромешники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. 7.Людям, казненным по приказу царя не предоставлялась возможность покаяться перед смертью и получить отпущение грехов. Следовательно, им была уготована дорога в ад. 8.В 1571г. страну ждало новое испытание: Набег на Москву крымского хана. Возможно, этот набег спас Россию от ужаса опричнины.
Cлайд 11
Строгий, жестокий и сумасбродный суд Грозного не имеет никаких оправданий. Целесообразность выше морали. В результате опричнины создалась та совершенно невыносимая обстановка для народа, о которой хорошо сказал граф А.К.Толстой: Звон медный несется, гудит над Москвой; Царь в смирной одежде трезвонит; Зовет ли обратно он прежний покой Иль совесть на веки хранит? Но часто и мерно он в колокол бьет, И звону внимает московский народ, И молится, полный боязни Чтоб день миновался без казни. Осенью 1572г. царь отменил опричнину.
Cлайд 12
Анкета, её результаты.
Cлайд 13
ВЫВОДЫ Проведенное нами исследование не только не опровергло выдвинутую нами гипотезу, оно показало: С одной стороны, в опричнине видят большой государственный смысл - стремление к централизации, укреплению государства, устранению препятствий (в лице боярской знати) на этом пути. С другой стороны, народ заплатил огромную цену за укрепления государственной власти. Вот она: 1) Репрессиям сопутствовали голод, чума, неурожаи. Большая часть земли Русской обезлюдела. 2) Страну охватило "Великое разорение". 1581г.- введение "Заповедных лет". 3) Опричнина способствовала становлению деспотического характера самодержавия. 4) Опричнина ослабила военную мощь России и явилось одной из причин поражения в Ливонской войне. 5) Направленная против «воображаемой" крамолы, опричнина подготавливала действительную смуту.(Новые потрясения и потери, которые обрушатся в первую очередь на народ российский. Таким образом, цель и средства оказались несоизмеримы.
Cлайд 14
В заключение отметим, что добрая слава Иоанова пережила его худшую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели и старые предания затмились новейшими. Но история злопамятнее народа. Она ещё не произнесла над опричниной окончательного приговора.
Cлайд 15
Перспективы исследования Расширить свои знания об эпохе Ивана IV Провести исторические аналогии: Иван Грозный – И. В. Сталин. Определить, что объединяет этих государственных деятелей.
Cлайд 16
Литература Валишевский К. Российские императоры (электронный учебник) Гумилев Л. От Руси до России М. «Дрофа». 1996. Карамзин Н. М. “Предание веков” М. 1987. Ключевский В.О.Исторические портреты… М., 1990 Кобрин В. Б. Иван Грозный. М., Московский рабочий. 1989г. Скрынников Р. Г. Иван Грозный .М. Наука. 1980